31 августа 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28 августа 2021 г. N 1432 (далее – ПП №1432), которое внесло ряд новшеств в порядок закупки радиоэлектронной продукции. Данная категория товаров закупается достаточно часто и очень многими заказчиками. В этой статье мы остановимся на основных моментах, которые необходимо учесть заказчикам, чтобы правильно организовать закупку радиоэлектроники с учетом положений ПП №1432.
ПП №1432 изменило 4 постановления Правительства РФ: от 10 июля 2019 г. № 878 (далее – ПП №878), от 30 апреля 2020 г. N 616 (далее – ПП №616), от 8 февраля 2017 г. N 145 (в части Правил использования КТРУ) и от 05.02.2015г. №102 (далее – ПП №102).
С самого начала нужно сказать, что изменились перечни, утвержденные вышеуказанными постановлениями. Компьютерная техника, интегральные схемы и осветительное оборудование перенесены из ПП №878 в ПП №616. Некоторые виды медицинского оборудования из ПП №102 переехали в ПП №878 и т.д. Таким образом, многие виды радиоэлектронной продукции теперь включены в разные нормативно-правовые акты о национальном режиме (ПП №878, ПП №616, ПП №102). В этих актах содержится запрет на объединение в одной закупке товаров, включенных и не включенных в соответствующие перечни, поэтому такие товары нельзя покупать в одной закупке, кроме случая, когда такая закупка попадает под исключения из постановлений. Например, нельзя покупать ноутбук и МФУ в одной закупке.
Проверить, какие нормативно-правовые акты по национальному режиму действуют в вашей закупке можно в программе «Эконом-Эксперт». Программа не только выдаст перечень постановлений, но и предупредит о том, что присутствуют разные постановления и нужно разделить закупку.
Изменения ПП №878
1. Продукция, произведенная в странах – членах Евразийского экономического союза, теперь будет соответствовать ПП №878, если она включена в соответствующий реестр.
До 31 августа 2021 года требованиям ПП №878 соответствовали исключительно российские товары, внесенные в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее – ЕРРРП). Теперь к ним добавлена продукция, произведенная в государствах-членах ЕАЭС, включенная в евразийский реестр промышленных товаров (далее – РЕПТ).
2. Вместо правила «третий лишний» при рассмотрении заявок по ПП №878 применяется правило «второй лишний».
Новая редакция п.3 ПП №878 предусматривает отклонение всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной в иностранных государствах, если на участие в закупке подана 1 (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и/или документации, содержащая предложение о поставке товара, произведенного в России или странах – членах ЕАЭС и включенного в ЕРРРП или РЕПТ.
Таким образом, заказчик может купить импортную радиоэлектронику, для которой установлено ограничение допуска по ПП №878 (а также российскую/ЕАЭС продукцию, не включенную в ЕРРРП/РЕПТ), если на участие в закупке не подано ни одной соответствующей извещению и/или документации заявки с товаром, включенным в ЕРРРП или РЕПТ.
3. Заявка участника должна содержать информацию о номерах реестровой записи в ЕРРРП или РЕПТ.
Для подтверждения соответствия товара требованиям ПП №878 участник закупки должен продекларировать в составе заявки:
– для российской продукции – номера реестровых записей из ЕРРРП (а также информацию о совокупном количестве баллов, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719);
– для продукции из стран ЕАЭС – номера реестровых записей из РЕПТ (а также информацию о совокупном количестве баллов, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105).
4. При конкурентной закупке радиоэлектроники, включенной в Перечень по ПП №878, сейчас всегда необходимо установить ограничение допуска и запрещено указывать дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ.
Единственным основанием, позволяющим заказчику не устанавливать ограничение допуска иностранной продукции по ПП №878 является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное Минпромторгом РФ. Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, и порядок подготовки такого обоснования отменены.
В соответствии с новой редакцией п.5 ПП №878 заказчик имеет право не устанавливать ограничение допуска иностранной продукции, если в ЕРРРП и РЕПТ отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) продукции, планируемой к закупке, и (или) продукция, включенная в ЕРРРП или РЕПТ, по своим характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям. Но, если ранее заказчик имел право разместить в составе документации о закупки обоснование невозможности соблюдения ограничения, то теперь в вышеуказанном случае он должен получить разрешение на закупку иностранного промышленного товара в Минпромторге.
09 сентября 2021 года на сайте ГИСП (https://gisp.gov.ru/documents/15835634/ ) Минпромторг России разместил разъяснения, в которых сообщил, что в настоящее время вышеуказанные разрешения выдаваться не будут, так как «…до настоящего времени порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара не утвержден». Ведомство предложило заказчикам проводить закупку радиоэлектроники, внесенной в ПП №878, с установлением ограничения допуска. При этом, если не будет подано ни одной заявки, содержащей предложения о поставке товаров из ЕРРРП или РЕПТ, заявки с иностранным товаром не отклоняются и, следовательно, заказчик может купить импортную продукцию. Но при этом он сталкивается с проблемой, как правильно описать такую продукцию в техническом задании.
При описании товара, находящегося в ПП №878, нельзя указывать дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ. Этот вывод возникает при совместном рассмотрении норм ПП №878 и Правил использования КТРУ в действующей редакции. П. 5 Правил использования КТРУ запрещает вносить дополнительные характеристики, не предусмотренные позициями КТРУ, при закупке радиоэлектронной продукции:
– включенной в ПП №616, при условии установления запрета на допуск;
– включенной в ПП №878, при условии установления ограничения допуска.
Но, как было установлено выше, для радиоэлектроники из ПП №878 заказчик вынужден устанавливать ограничение допуска всегда, даже при закупке товара, который отсутствует в реестрах, следовательно он не имеет права указывать дополнительные характеристики при описании объекта закупки.
5. ПП №878 теперь действует бессрочно, из его текста исключено упоминание о сроке действия.
Напомним, что первоначальной редакцией ПП №878 предусматривалось, что ПП №878 действует в течение 2 лет, т.е. до 01 сентября 2021 года. Полагаем, что, Правительство РФ в ближайшем будущем не планирует отказываться от регулирования рынка радиоэлектронной продукции и, скорее всего, те или иные ограничения на закупку данных товаров будут сохраняться.
Изменения ПП №616
Как отмечалось, выше, под запрет по ПП №616 теперь попали некоторые виды радиоэлектроники. Теперь такие товары иностранного производства (а также российского и стран ЕАЭС, которые отсутствуют в ЕРРРП и РЕПТ) можно купить, только если закупка подходит под исключения, перечисленные в п.3 ПП №616, и запрет на допуск иностранной продукции не устанавливается.
1. Появилось новое основание, по которому запрет в соответствии с ПП №616 не устанавливается.
Внесены изменения в подпункт «г» пункта 3 ПП №616. Закупки запасных частей и расходных материалов к компьютерной технике и осветительному оборудованию выведены из-под установленного Постановлением N 616 запрета.
2. На сегодняшний день исключение по подпункту «а» пункта 3 ПП №616 в отношении радиоэлектронной продукции не может быть применено.
Речь идет о норме, позволяющей не устанавливать запрет на допуск по ПП №616 при наличии разрешения на закупку иностранного товара, выданного Минпромторгом. Как уже отмечалось при анализе ПП №878, в настоящее время у Минпромторга РФ отсутствует порядок выдачи разрешения на закупку иностранных товаров, включенных в ЕРРРП (применительно к ПП №616 это – компьютерная техника, интегральные схемы, светильники и осветительное оборудование и др.).
3. Чтобы купить иностранную компьютерную технику, светильники и другую радиоэлектронную продукцию из ПП №616, заказчику необходимо сформировать закупку с соблюдением стоимостных ограничений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 3 ПП №616.
Применение вышеуказанной нормы разрешает заказчику не устанавливать запрет при закупке продукции, включенной в Перечень по ПП №616, если стоимость единицы товара не превышает 100,0 тыс. рублей. При этом необходимо так объединить товары в одной закупке, чтобы их общая стоимость не превысила 1,0 млн. рублей.
4. В составе заявки на закупку радиоэлектронной продукции, включенной в ПП №616, участник закупки должен предоставить декларацию о включении товара в ЕРРРП с указанием номера реестровой записи.
5. Если в закупке установлен запрет на допуск иностранной продукции по ПП №616, заказчик не может указать в описании объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ. Если запрет не установлен, то может.
Как уже рассматривалось, п. 5 Правил использования КТРУ запрещает указывать дополнительные характеристики, не предусмотренные позициями КТРУ, при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень по ПП №616, при условии установления запрета на допуск.
Следовательно, если при закупке радиоэлектроники запрет на допуск по ПП №616 не устанавливается (закупка соответствует какому-либо из оснований, указанных в п.3 ПП №616), то заказчик имеет право включить в описание объекта закупки необходимые ему дополнительные характеристики, которые не предусмотрены КТРУ. Напомним, что, в соответствии с п.6 Правил использования КТРУ, в таком случае заказчик обязан включить в описание объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительной информации.
Подводя итоги обзора изменений постановлений 878 и 616, добавим, что Минфин нелестно прокомментировал новые поправки Минпромторга https://www.kommersant.ru/doc/4997008. Ведомство считает, что новый порядок срывает утвержденные закупочные процедуры. В связи с этим вероятны новые поправки в данные нормативные акты.
Смотрите вебинар на тему «Закупка радиоэлектронной продукции»
Читайте также
- Постановление Правительства РФ № 832: актуальные изменения и применение в закупках
- Обзор изменений 44-ФЗ, действующих с 9 мая 2023 года
- Памятка – Особенности применения постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616
спасибо вам за материалы!
очень своевременно предоставлена информация! Спасибо огромное за краткость по существу:-)