Автор статьи:
БОРОВЫХ Юлия Сергеевна, эксперт и преподаватель в сфере закупок, член Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок, председатель Пермского отделения Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам
19 октября т.г. в Минюсте РФ зарегистрировано новое Типовое положение (регламент) о контрактной службе, разработанное Минфином России (приказ от 31.07.2020 N 158н).
Приказ еще не вступил в силу, поэтому у заказчиков есть время подготовиться ко всем организационным изменениям, а их – не мало.
Действующее в настоящее время Типовое положение было утверждено еще в 2013 году Минэкономразвития России (приказ от 29.10.2013 N 631). Именно после его отмены и вступит в силу новый приказ Минфина России.
Статья 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон 44-ФЗ) обязывает заказчика, СГОЗ которого превышает 100 млн. рублей, создать контактную службу. Впрочем, в случае если СГОЗ менее 100 млн. руб. заказчик может создать такую службу в добровольном порядке.
Сейчас у заказчика есть два варианта организации контрактной службы (п. 6 Приказа 631):
1) создание отдельного структурного подразделения, руководителем такой контрактной службы является руководитель структурного подразделения (п.9 Приказа 631);
2) утверждение заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения (далее – «виртуальная» контрактная служба), руководителем такой контрактной службы является руководитель заказчика или его заместитель (п.9 Приказа 631).
Такие же варианты оставляют и в новом Типовом положении.
Минимальная численность контрактной службы – 2 человека (п.7 Приказа 631). При этом все работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч.6 ст.38 Закона 44-ФЗ).
Обратите внимание, что отдать на аутсорсинг работу по Закону 44-ФЗ не получится – работниками контрактной службы могут быть только лица из числа сотрудников заказчика (см, например, письмо Минфина России от 22.07.2020 N 24-01-08/63845).
Функционал контрактной службы установлен в ч.4 ст.38 Закона 44-ФЗ, а также в Типовом положении:
1) разрабатывает план-график, осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график, размещает в ЕИС план-график и внесенные в него изменения;
2) осуществляет подготовку и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
3) обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
4) участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
5) организует в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвует в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.
При этом, как отмечает Минфин России, положениями Закона 44-ФЗ не предусмотрено осуществление указанных функций работниками заказчика, не являющимися работниками контрактной службы (письмо от 06.07.2020 N 24-01-08/58085).
Давайте разберем, какие изменения ждут заказчиков после вступления в силу нового Типового положения, утвержденного Приказом 158н.
ИЗ ВАЖНОГО:
1) При осуществлении своей деятельности контрактная служба взаимодействует с другими подразделениями (службами) заказчика (п.1.3 нового Типового положения), но требование о необходимости разрабатывать порядок такого взаимодействия, а также порядок действий контрактной службы для осуществления своих полномочий, исключили.
2) Руководить «виртуальной» контрактной службой теперь может не только руководитель заказчика или его заместитель, но и любой другой работник заказчика, назначенный руководителем заказчика(п.2.3 нового Типового положения).
3) Функционал контрактной службы не только привели в соответствии с действующей редакцией Закона 44-ФЗ, но и значительно скорректировали. Так, теперь контрактная служба должна:
- отвечать за нормирование закупок (п.3.1.4 нового Типового положения),
- осуществлять хранение документов о закупках, но только в отношении «бумажных» закупок и закрытых процедур (п.3.3.7 нового Типового положения),
- осуществлять описание объекта закупки, то есть самостоятельно разрабатывать техническое задание (3.2.2.2 нового Типового положения) (в действующем положении – контрактная служба лишь организует этот процесс),
- осуществлять весь процесс заключения контракта, включая рассмотрение протокола разногласий и банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта (п.3.3.2 и 3.3.3 нового Типового положения),
- обеспечивать исполнение условий контракта, в том числе в части выплаты аванса (п.3.4.2 нового Типового положения),
- направлять сведения для включения в Реестр контрактов (п.3.3.9 и 3.4.5 нового Типового положения) (в действующем положении – контрактная служба лишь организует этот процесс,
- обеспечивать одностороннее расторжение контракта (п.3.4.9 нового Типового положения).
Что необходимо сделать заказчику после вступления в силу нового Типового положения?
Во-первых, при необходимости, переназначить руководителя контрактной службы.
Во-вторых, решить вопрос с организацией процесса подготовки описания объекта закупки (технического задания). Если такое описания будут делать работники ведомственных подразделений по своему профилю, как обычно это происходит у большинства заказчиков в настоящее время, то их необходимо будет включить в состав контрактный службы. Если же расширять численность контрактной службы заказчик не планирует, то указанный функционал необходимо возложить на существующих работников контрактной службы.
В-третьих, органам власти и муниципальным органам необходимо включить в состав своей контрактной службы работников, отвечающих сейчас за нормирование закупок у заказчика.
В-четвертых, скорректировать свое положение о контрактной службе.
Спасибо Вам, и специалистам компании “Перспективные системы”, и лекторам вебинаров!
Добрый день!
Разрешите задать вопросы:
1) по функционалу контрактного управляющего (выделенного отдела нет) – кто ОБЯЗАН создавать бюджетные обязательства в системе АЦК при конкурентных процедурах и при особых закупках (создавать, перерегистрировать)?
2) в 2019г СГОЗ был 45млн, в 2020г более 100млн (связано с выделением целевых средств на кап и текущие ремонты, увеличение закупок и затрат на содержание развернутого ковидного госпиталя, на базе нашей ГБУЗ). ОБЯЗАНЫ ли мы в 2021г создать отдельное структурное подразделение закупок?
Назрел вопрос по ТЗ – самостоятельно разрабатывать техническое задание (3.2.2.2 нового Типового положения) (в действующем положении – контрактная служба лишь организует этот процесс)… Но, все понимают, что сотрудник, занимающий должность контрактного управляющего, не может иметь и медобразование, и инженерное и т д.
Вопрос – как правильно организовать, на Ваш взгляд, разработку ТЗ? Можем ли мы включить в состав контрактной виртуальной службы, например, провизора (лек препараты, ИМН), инженера по мед оборудованию (мед техника), начальника хоз части (кап и текущие ремонты, работа по сметам), закрепив за ними ответственность по разработке ТЗ в их должностной инструкции??
Либо как правильно (по закону) это представляется возможным сделать?
За ранее, благодарим за ответы!)
Добрый день.
Благодарю за интерес, проявленный к вебинару.
1) 44-ФЗ регулирует функционал только в части планирования и осуществления закупок. Полномочия по бюджетному законодательству не требуется закреплять за контрактным управляющим. Это уже решается внутри организации локальным актом. Функционал по работе в АЦК-финансы обычно ен включают в работу контрактного управляющего.
2) Если СГОЗ превысил 100 млн.руб., то заказчик обязан создать контрактную службу (КС). КС может быть создана как отдельное структурное подразделение (например, отдел), так и в формате “виртуальной” КС.
3) В этом варианте удобнее создать КС “виртуальную” и включить в нее всех отраслевиков, которые будут отвечать за ТЗ по своему направлению.
Благодарим за ответ!)
Разрешите еще вопросы вытекающие:
1) Столкнулись далее с таким “тупиком” – при назначении отраслевиков ответственными за предоставление потребности совместно с ТЗ – например, зав аптекой – провизор, указал на наличие на у его должности проф стандарта, в котором нет обязанностей создавать и предоставлять нам ТЗ, а также открыл мне наш проф стандарт, в котором прописано, что должны создаватьТЗ.
Как можно культурно и правомерно все это оформить, не нарушив законодательство, но и не взвешивая все на наши плечи (нас всего 2 человека в контр службе)
2) При создании “виртуальной КС” – как называется ее руководитель – контрактный управляющий или начальник отдела?
Добрый день, Юлия Сергеевна!
Поясните, пожалуйста, при разработке положения о контрактной службе функционал прописывается в общем или конкретные функции закрепляются за определенными членами данной службы (т.е. за каждым человеком закрепляется некий функционал и соответственно зона ответственности). Или это указывается в должностных обязанностях специалистов?