Годовой отчет об объеме закупок у СМП и СОНО

Общие правила по подготовке и размещению Отчета

Согласно части 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ[1]  заказчики обязаны ежегодно размещать в единой информационной системе (далее – ЕИС) Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства (далее –   СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНО). Правила подготовки и размещения в ЕИС отчета (далее – Правила № 238), его форма определены постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238. Порядок определения всех показателей, содержащихся в отчете, раскрыт в Требованиях[2], утвержденных вышеуказанным постановлением. 

Как указано в п. 4 Правил, отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. При этом датой составления отчета является дата его размещения в ЕИС.

В отчете не указывается и в ЕИС не размещается информация, содержащая государственную тайну (п. 4 Правил).

Стоимостные показатели указываются в отчете в тысячах рублей.

Заказчики, проводившие в отчетном году все закупки исключительно у единственного поставщика, размещают в ЕИС «нулевой» отчет. Согласно ч. 1.1. ст. 30 Закона № 44-ФЗ закупки у единственного поставщика, предусмотренные ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (кроме закупок по результатам несостоявшегося определения поставщиков исключительно среди СМП и СОНО), не включаются в расчет совокупного годового объема закупок для целей определения минимального объема закупок у СМП и СОНО (далее – СГОЗ для СМП/СОНО). Таким образом, если все без исключения закупки заказчик осуществляет у единственного поставщика, то СГОЗ для СМП/СОНО и, следовательно, минимальный объем закупок у СМП и СОНО, будут равны нулю. В письме от 08.11.2017 № 24-01-10/73595 специалисты Минфина России разъяснили, что формировать и размещать в ЕИС отчет обязаны и те заказчики, все закупки которых осуществляются в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В этом случае в отчете целесообразно указывать значение показателей равным нулю.

Отчет не размещают заказчики, проводящие закрытые закупки и включенные в перечень, утвержденный  распоряжением Правительства РФ от  30 октября 2021 г. N 3095-р.

Отчет не составляют и не публикуют указанные в ч. 8.1. ст. 3 Закона № 223-ФЗ[3] заказчики, несмотря на то, что они обязаны применять некоторые положения Закона № 44-ФЗ. Данные заказчики по-прежнему должны составлять и размещать отчет о закупках у СМСП по Закону № 223-ФЗ. Указанные разъяснения направил Минфин России в письме от 10.07.2023 № 24-07-09/64150).

В 2023 и 2024 годах о закупках у СМП и СОНО не отчитываются государственные и муниципальные заказчики из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области (п. 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2559[4]).

Как определить норму обязательного объема закупок у СМП и СОНО

Объем закупок, которые  заказчик обязан осуществить у СМП и СОНО в отчетном году, установлен ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ и в настоящее время составляет не менее чем 25 % совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ), рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ СГОЗ представляет собой утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

В письме Минфина России от 13.03.2018 № 24-01-08/15238 указано, что СГОЗ определяется как общий утвержденный на соответствующий финансовый год объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.  Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 30.03.2020 № 24-01-08/25001.  

Для получателей лимитов бюджетных обязательств СГОЗ представляет собой доведенные до заказчика лимиты  для оплаты контрактов, действующие на 31 декабря отчетного года.

Для бюджетных учреждений и унитарных предприятий СГОЗ определяется как общий объем финансирования для оплаты контрактов по данным плана финансово-хозяйственной деятельности на 31 декабря отчетного года.

В расчет СГОЗ учитываются именно суммы финансирования, а не суммы фактических оплат по заключенным контрактам. Минэкономразвития России в письме от 21.04.2017 № Д28и-1632 подчеркнул, что «…при расчете СГОЗ учитываются лимиты бюджетных обязательств в том числе на оплату контрактов, а не только фактически затраченные на оплату контрактов денежные средства в текущем финансовом году. Изменение цены заключенного контракта или его расторжения не влияет на размер СГОЗ».

Рекомендуем заказчикам отслеживать изменения суммы финансирования в течение года, чтобы, при необходимости, скорректировать планируемый размер обязательного объема закупок у СМП и СОНО во избежание его невыполнения.

Следует отметить, что в СГОЗ включается финансовое обеспечение закупок, проводимых исключительно по  Закону № 44-ФЗ. Объем финансирования контрактов, заключенных по нормам Закона № 223-ФЗ, не включается в СГОЗ (см. письмо Минфина России от 11.09.2017 № 24-04-07/58546).

Размер СГОЗ указывается в позиции 1 раздела II отчета, а СГОЗ за вычетом закупок, не подлежащих включению в расчет СГОЗ для определения объема закупок, которые заказчик должен осуществить у СМП и СОНО (СГОЗ для СМП/СОНО), включается в позицию 3 Отчета.

Обязательный объем закупок  у СМП и СОНО за отчетный год рассчитывается  следующим образом:

1.

Позиция 1 раздела II отчета

Рассчитать СГОЗ

2.

Позиция 2 раздела II отчета

Вычесть из СГОЗ суммы, не включающиеся в СГОЗ для СМП (предусмотренные для оплаты ТРУ, указанных в ч. 1.1. ст.30 Закона № 44-ФЗ и в 2022-2024г.г. в ч. 71 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (для указанных в ней заказчиков))

3.

Позиция 3 раздела II отчета

Результат – это СГОЗ для СМП/СОНО

3.

Позиция 4 раздела II отчета

Рассчитать 25% от СГОЗ для СМП/СОНО

Приведем пример порядка расчета объема закупок у СМП/СОНО за 2023 год. Заказчик – государственное бюджетное учреждение, который проводит закупки и по Закону № 44-ФЗ, и Закону № 223-ФЗ. Объемы закупок за 2023 год составили:

Объем финансового обеспечения закупок на 2023 год, в том числе:

35 млн. руб.

СГОЗ по 44-ФЗ, из них:

30 млн. руб.

Закупки у единственного поставщика, в т.ч.:

20 млн. руб.

– по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 (прямые договора)

10 млн. руб.

– по п. 1, п. 8, п. 29 ч. 1 ст. 93 (коммунальные услуги, связь)

6 млн. руб.

– по п. 2 ч. 1 ст. 93 (решение органа власти)

4 млн. руб.

Объем по Закону № 223-ФЗ

5 млн. руб.

Объем закупок у СМП/СОНО за 2023 год у заказчика в данном примере должен составить не менее 2,5 млн. руб.

V смп/соно = (Объем фин. обеспечения закупок – Объем по Закону  № 223-ФЗ – закупки у ед. поставщика по Закону №  44-ФЗ) * 25 %.

V смп/соно = (35 – 5 – 20) * 25% = 10 * 25% = 2,5 млн. руб.

Какие закупки при составлении отчета вычитаются из СГОЗ

Перечень закупок, финансовое обеспечение которых не включается в СГОЗ для расчета объема закупок у СМП/СОНО, содержится в ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

1

Закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства

2

Закупки услуг по предоставлению кредитов

3

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и иным НПА о контрактной системе в сфере закупок, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ

4

Закупки работ в области использования атомной энергии

5

Закупки закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

6

В 2022 – 2024 годах закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий[5]

Сумма финансового обеспечения всех вышеуказанных контрактов (за исключением контрактов, содержащих государственную тайну) включается в позицию 2 раздела II отчета, которая в последующем для определения СГОЗ для СМП/СОНО в полной сумме вычитается из СГОЗ.

Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и у СМП и СОНО. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП и СОНО, и включается в отчет.

В СГОЗ для СМП/СОНО не включаются закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме несостоявшихся конкурентных закупок, в которых было установлено преимущество для участников, являющихся СМП и СОНО.

Закупки по ст. 15 Закона № 46-ФЗ[6] не включаются в расчет СГОЗ для СМП/СОНО по ст. 30 Закона N 44-ФЗ (письмо Минфина России от 28.11.2022 N 24-06-06/115996).

В 2022 – 2024 годах, в соответствии с ч. 71 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, в СГОЗ для СМП/СОНО не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий. Данная норма касается заказчиков из числа федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ, подведомственных им государственных учреждений или государственных унитарных предприятий, а также муниципальных медицинских организаций (т.е. большинства заказчиков, проводящих закупки в сфере медицины).

Указанные в ч. 71 ст. 112 заказчики при формировании отчета за 2022 и 2023 годы руководствуются пунктом 2.1 Постановления Правительства РФ от 17 марта 2015 г. N 238:

– в позиции 2 раздела II формы отчета указывают объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);

– в позиции 3 раздела III формы отчета указывают контракты на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.

Но если заказчик в закупке ЛП и МИ установил преференции для СМП и СОНО по п. 1 ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, то оплаты по данному контракту необходимо включать в фактический объем закупок у СМП и СОНО (позиция 5 раздела II отчета). Соответствующие разъяснения даны Минфином России в письме от 4 октября 2022 г. № 24-06-07/95478.

Как заказчик может достичь необходимого объема закупок у СМП и СОНО

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчик осуществляет закупки у СМП и СОНО двумя путями:

1) проводя открытые конкурентные закупки, в которых участниками являются только СМП и СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. руб.;

2) устанавливая в извещении требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП/СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП/СОНО.

В закупках у единственного поставщика (в т.ч. электронных по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) преимущества для СМП (СОНО) не устанавливаются. Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП (СОНО) только путем проведения открытых конкурентных процедур (электронных конкурсов, аукционов, запросов котировок.

Следуя указанным выше правилам, фактический объем закупок, осуществленных в отчетном году заказчиком у СМП и СОНО,  отражается в разделе II отчета по следующим показателям:

Позиция

Показатель

Что включается

Позиция 5 раздела II отчета

Объем закупок в отчетном году, осуществленных по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ

Суммы оплат в отчетном году по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур (состоявшимся и несостоявшимся), в которых было установлено преимущество для СМП и СОНО (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-Ф), в т.ч. в случаях, указанных в ч. 1.1. ст. 30 Закона № 44-ФЗ (оборона, атомная энергия) и в ч. 71 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (лек.препараты и мед.изделия)

Позиция 6 раздела II отчета

Объем привлечения в отчетном году субподрядчиков и соисполнителей из числа СМП и СОНО к исполнению контрактов, заключенных по результатам определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО

Суммы оплат в отчетном году по договорам, которые заключены с субподрядчиками (соисполнителями), если в извещении было установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНО (но не более объема привлечения, указанного в контракте)

Позиция 7 раздела II отчета

Объем закупок, который заказчик осуществил у СМП и СОНО в отчетном году

Сумма позиции 5 и позиции 6 раздела II отчета

Позиция 8 раздела II отчета

Доля закупок, которые заказчик осуществил у СМП и СОНО в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок, рассчитанном за вычетом закупок, не подлежащих в соответствии с Законом № 44-ФЗ  включению в расчет совокупного годового объема закупок заказчика при определении объема закупок, который заказчик обязан осуществить у СМП и СОНО, %

Отношение позиции 7 раздела II отчета к СГОЗ для СМП/СОНО (позиция 3 раздела II отчета)

Позиция 9 раздела II отчета

Сумма НМЦК несостоявшихся определений поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только СМП и СОНО и по результатам проведения которых контракт не заключен

Сумма НМЦК по несостоявшимся конкурентным процедурам, проведенным в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ в отчетном периоде, по которым контракт не заключен (не подано заявок, все участники отклонены либо признаны уклонившимися от заключения контракта)

Если конкурентная  закупка с преимуществом для СМП и СОНО была признана несостоявшейся и контракт заключен по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то данный контракт не вычитается из СГОЗ и включается в объем закупок у СМП, СОНО.

Сумма финансового обеспечения вышеуказанных контрактов не включается в позицию 2 раздела II Отчета (которая потом в полной сумме вычитается из суммы СГОЗ), но входит в позицию 5 раздела II Отчета. Соответствующие указания содержатся в пятом абзаце подпункта «б» п. 2 и подпункте «д» п. 2 Требований. Позиция разъяснена Минфином России в письме от 13 августа 2020 г. N 24-01-08/70922.

Относительно несостоявшихся закупок с привлечением субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО ни Закон № 44-ФЗ, ни Правила № 238 не содержат четких указаний. В письме Минфина России от 1 июля 2022 г. № 24-06-06/63449 сформулирована позиция о том, что данные закупки не включаются в расчет СГОЗ. При этом объем такого привлечения учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП/СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, и включается в отчет.

Условие о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) включается в контракт с указанием % от цены контракта. В отчете учитываются объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО, но не более объема, установленного условиями контракта в виде процента цены контракта. В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель), с которым заключен контракт в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, сам является СМП или СОНО, в отчете учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта (письмо Минфина России от 11.09.2020 № 24-01-08/798980).

Если контракт, заключенный с контрагентом – СМП или СОНО был расторгнут без исполнения, его цена не учитывается в объеме закупок, который заказчик осуществил у СМП и СОНО в отчетном году (позиция 5 раздела II отчета) и в доле закупок, которые заказчик осуществил у СМП и СОНО в отчетном году (позиция 8 раздела III отчета).

Информация о заключенных контрактах

Раздел III отчета содержит информацию об уникальных номерах  реестровых записей из реестра контрактов. В данный раздел включаются реестровые номера всех контрактов, суммы по которым были отражены во II разделе отчета (кроме тех, которые не отражаются в реестре контрактов по ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Позиция

Показатель

Что включается

Позиция 1 раздела III отчета

Контракты, заключенные с СМП и СОНО

Реестровые номера всех контрактов, заключенных с СМП и СОНО (по состоявшимся и несостоявшимся конкурентным закупкам с преимуществом для СМП и СОНО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

Позиция 2 раздела III отчета

Контракты, содержащие условие о привлечении к исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО

Реестровые номера всех контрактов, заключенных по конкурентным процедурам с установлением требования о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) СМП, СОНО

Позиция 3 раздела III отчета

Контракты, заключенные по результатам осуществления закупок, не подлежащих  включению в расчет СГОЗ заказчика при определении объема закупок, который заказчик обязан осуществить у СМП и СОНО

Реестровые номера контрактов, заключенных по основаниям, предусмотренным ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, которые не включаются в СГОЗ для СМП  / СОНО (закрытые закупки, оборона, атомная энергия, ед. поставщик и т.д.)

Реестровые номера расторгнутых без исполнения контрактов, заключенных по конкурентным закупкам, в которых было установлено преимущество по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ для СМП/СОНО, указываются в разделе III отчета в позиции 1.

Согласно п. 3 Требований в раздел III отчета включаются  реестровые номера контрактов, которые соответствуют указанным условиям:

а) в позиции 1 указываются уникальные номера реестровых записей контрактов, заключенных с СМП и СОНО, из реестра контрактов, заключенных заказчиками;

б) в позиции 2 указываются все уникальные номера реестровых записей из реестра контрактов, заключенных заказчиками, в отношении контрактов, содержащих условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНКО;

в) в позиции 3 указываются уникальные номера реестровых записей из реестра контрактов, заключенных заказчиками, в отношении контрактов, заключенных по результатам осуществления закупок, не подлежащих в соответствии с Законом № 44-ФЗ включению в расчет совокупного годового объема закупок заказчика при определении объема закупок, который заказчик обязан осуществить у СМП и СОНО.

Исключений для реестровых номеров контрактов, расторгнутых без исполнения,  Требованиями не предусмотрено.

Ответственность за нарушения, связанные с отчетом

  • Неразмещение отчета в ЕИС может быть признано административным правонарушением по ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей; на юридических лиц – 500 тысяч рублей.

Примеры[7] из правоприменительной практики: решение Карымского районного суда Забайкальского края № 12-19/2017 от 02.03.2017 по делу № 12-19/2017, решение Урюпинского городского суда № 12-43/2019 от 27 июня 2019 по делу № 12-43/2019, решение Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) № 2А-229/2017 2А229/2017~М-231/2017 М-231/2017 от 07.06.2017 по делу № 2А-229/2017, решение Марьяновского районного суда (Омская область) № 2А-757/2016 2А-757/2016~М-785/2016 М785/2016 от 21.09.2016 по делу № 2А-757/2016.

  • Размещение отчета с ошибками либо с нарушением установленного срока чаще всего контрольные органы квалифицируют по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, что грозит должностному лицу заказчика штрафом в размере 15 тысяч рублей, а юридическому лицу – 50 тысяч рублей.

Примеры из правоприменительной практики:  решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики № 12-161/2017 от 13.09.2017 по делу № 12-161/2017, постановление Липецкого УФАС России от 16.05.2018 № 282-Т-18, постановление Алтайского республиканского УФАС России от 11.03.2020 № 004/04/7.3069/2020, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2020 №№ 21АП-799/2020, А83-20927/2019, акт Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 25.05.2020 № 3П.

  • Невыполнение обязательного объема закупок у СМП/СОНО содержит признаки административного правонарушения по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей.

Примеры из правоприменительной практики: решение Мосгорсуда от 08.06.2020 по делу № 7-4751/2020, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 июля 2022 г. N 014/04/7.30-943/2022, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 24 мая 2021 г. N 012/04/7.30-383/2021, 

Как таковой административной ответственности и за наличие ошибок в отчете КоАП РФ не предусматривает. Но правоприменительная практика показывает, что по причине наличия ошибок в отчете должностное лицо заказчика могут привлечь к ответственности по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ (закупки у СМП, СОНО в размере менее размера, предусмотренного законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок), например, постановление  УФАС  по Республике Коми от 15 декабря 2016 г. N 04-05/12152. А также по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (например, постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2018 г. N 13АП-27496/17, постановление УФАС по Краснодарскому краю от 1 марта 2017 г. N 75-А-Р3/2017, решение УФАС по Новосибирской области от 28 июля 2016 г. N 08-04-62).


[1] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

[2] Требования к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238)

[3] Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

[4] Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2559 «О мерах по обеспечению режима военного положения и об особенностях планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

[5] ч. 71 ст. 112 Закона № 44-ФЗ

[6] Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[7] Примеры в данном пункте приведены по материалам вебинара О.С. Пратуры «Отчет об СМП (СОНО) 44-ФЗ» https://zakupki44fz.ru/blog/webinars/otchet-u-smp-sono-44-fz/


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *