Обязательно проведение экспертизы при приемке продукции по контракту – ч. 3 ст. 94 закона 44-ФЗ.
Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом
*Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации в 14 случаях (10-13, 16, 24 (гос. и мун. нужды), 31, 34, 35, 37, 38, 39, 43, 49 ч.1 ст.93)
На заказчика возлагается обязанность проведения экспертизы результата каждой закупки! (ч.3 ст.94)
1 закупка = 1 экспертиза
1 этап закупки = 1 экспертиза
Частью 7 статьи 94 Закона №44-ФЗ установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
При осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно.
Нужно ли оформлять отдельный документ об экспертизе силами заказчика?
«… В случае если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги. Отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется»
(Письма Минэкономразвития России от 31.08.2015 N ОГ-Д28-11585, от 15.09.2015 N ОГ-Д28-12160, от 18.12.2015 N Д28и-3786, от 26.12.2016 N ОГ-Д28-15314)
«…Экспертом при проведении экспертизы силами заказчика может быть любое должностное лицо заказчика..»
(Письмо Минэкономразвития России от 11.01.2017 N Д28и-142)
«…Проведение экспертизы силами заказчика осуществляется в соответствии с частью 10 статьи 94 Закона N 44-ФЗ без оформления и приложения к отчету об исполнении контракта заключения по результатам проведения экспертизы…»
(Письмо Минэкономразвития России от 22.11.2016 N ОГ-Д28-13233)
Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?
Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.
А прямо сейчас Вы можете бесплатно и без регистрации воспользоваться сервисом расчета ОКПД2/КТРУ и НМЦК
Независимая экспертиза
1.Обязательная независимая экспертиза проводится только при закупках у единственного поставщика в случаях, установленных законом (10-13, 16, 24 (гос. и мун. нужды), 31, 34, 35, 37, 38, 39, 43, 49 ч.1 ст.93). В остальных случаях – это право заказчика.
2.Экспертизу проводят эксперты или экспертные организации, привлеченные заказчиком.
3.Экспертиза проводится на возмездной основе, оплата должна осуществляться заказчиком. Не допускается возлагать такую ответственность по оплате экспертизы на поставщика.
4.Законом установлены требования к экспертам и экспертным организациям
5.Эксперты и экспертные организации привлекаются по правилам Закона 44-ФЗ
6.По итогам проведенной экспертизы оформляется экспертное заключение
Эксперты, экспертные организации
(Пункт 15 ст.3 Закона 44-ФЗ)
Эксперт
•Физическое лицо
•ИП
•обладает специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла
Экспертная организация
•Юридическое лицо
•Работники (т.е. штатные специалисты) юридического лица обладают специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла
Законом 44-ФЗ не установлен перечень документов, которыми подтверждается соответствие указанным требованиям.
В случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством РФ установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в СРО), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч.8 ст.41).
Экспертами не могут быть:
(Часть 2 ст.41 Закона 44-ФЗ)
1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
Документы, подтверждающие отсутствие конфликта интересов.
Уведомление (декларация) эксперта о допустимости участия в проведении экспертизы •Направляется экспертом в адрес заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя)
•Письменная форма уведомления
•При привлечении экспертной организации рекомендуется оформлять письменное уведомление для юридического лица и в отношении каждого привлекаемого эксперта
(часть 3 ст. 41 Закона 44-ФЗ)
Ответственность эксперта
(Ст. 19.26 КоАП РФ)
1. Дача заведомо ложного заключения экспертом при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей.
2. Дача заведомо ложного заключения экспертом по аккредитации, техническим экспертом при подготовке экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы влечет наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО 44-ФЗ:
БЕСПЛАТНЫЕ ВЕБИНАРЫ ПО ТЕМЕ “ПРИЁМКА ПРОДУКЦИИ: ПРАВИЛА, ОШИБКИ ЗАКАЗЧИКОВ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА”:
ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ ПРОГРАММЫ “ЭКОНОМ-ЭКСПЕРТ”:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
- Судебная практика административных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- Приёмка товаров, работ, услуг при исполнении контракта;
- Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ);
- Единая информационная система (ЕИС, ZAKUPKI.GOV.RU);
- “Эконом-Эксперт”;
- Методичка по составлению годового отчета по закупкам у СМП.