Постановление 617 Правительства РФ по 44-ФЗ

44-ФЗ [1] устанавливает правила применения национального режима (НР), предусматривающие меры поддержки (механизмы импортозамещения) производителей и поставщиков отечественной и евразийской продукции.

Постановление № 617 Правительства РФ по 44-ФЗ [2] утверждает перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (ИГ) (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС)), в отношении которых действует один из механизмов – ограничение допуска.

Цели и задачи постановления № 617

Общей целью НР является защита внутреннего рынка и развитие национальной экономики. При этом, Постановление № 617 имеет отраслевую направленность и применяется в отношении промышленных товаров (по перечню), а также  производственных групп музыкальных инструментов и звукового оборудования.

Задачей НПА является установление условий (правил) применения ограничения допуска к заявкам, которые предлагают к поставке товар иностранного происхождения (ИП).

Подобрать закупочную позицию

Основные положения и изменения в постановлении

Основные положения настоящего Постановления:

механизм (ограничения допуска) применяется для товаров, включенных в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Последние изменения внесены в перечень Постановлением от 26.06.2024 N 858: позицию 110(4) исключить, дополнить позицией 175 следующего содержания (27.20.22 – «Аккумуляторы свинцовые, кроме используемых для запуска поршневых двигателей»);

ограничение устанавливает правило «второй лишний», предусматривающее отклонение заявки, предлагающей товар ИП, при условии, что на участие в закупке подана одна и более заявка, соответствующая требованиям извещения, с предложением поставки товаров из государств – членов ЕАЭС;

заявка рассматривается, как российско-евразийская, при наличии информации о подтверждении страны происхождения товара (СПТ);

заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями (не сработало правило «второй лишний»), применяем условия допуска по Приказу №126н [3];

– в контракт включаем номер реестровой записи и совокупное количество баллов (при наличии);

– при исполнении контракта (ограничение применено), замена товара на товар, страной происхождения которого не является государство – член ЕАЭС, не допускается.

Кроме того, необходимо учитывать, что механизм применяется при проведении любой конкурентной закупки или закупки у единственного поставщика в электронной форме.

Перечень ограниченных к закупке товаров

Перечень ограниченных к закупке промышленных товаров, на сегодняшний день, содержит 175 позиций. Позиции перечня постоянно пересматриваются и при необходимости корректируются.

п.1 Постановлению № 617

Перечень отдельных видов промышленных товаров.

При применении перечня заказчик руководствуется:

– кодом ОКПД2 и наименованием товара.

Например:

ОКПД 2 22.19.1 – Резина регенерированная (девулканизированная) в первичных формах или в виде пластин, листов или полос (лент),

ОКПД 2 22.19.3 – Трубы, трубки, шланги и рукава из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита),

ОКПД 2 22.22.1 – Изделия пластмассовые упаковочные (за исключением контейнеров для биопроб полимерных с кодом ОКПД2 22.22.14.000),

ОКПД 2 17.23.13.192 – Альбомы и папки с бумагой (включая блоки),

ОКПД 2 28.25.14 – Оборудование и установки для фильтрования или очистки газов, не включенные в другие группировки. Эта группировка не включает машины и аппараты для разделения жидких и газовых неоднородных систем в радиохимическом производстве и изготовлении тепловыделяющих элементов.

При применении перечня по позиции 174:

ОКПД 2 30.92.20 – Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей (в отношении кресел-колясок с электроприводом, соответствующих коду 208480 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения РФ

– кодом ОКПД2, так и кодом вида медицинского изделия (МИ) в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий.

п. 6 Постановлению № 617

При закупке производственных групп музыкальных инструментов и звукового оборудования заказчик учитывает:

наименование группы и код ОКПД2.

Не могут быть предметом одного контракта:

– музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входят в различные производственные группы;

– музыкальные инструменты и звуковое оборудование и другие отдельные виды промышленных товаров.

Условия отклонения заявок по 44-ФЗ

Если в закупке с ограничением сработало правило «второй лишний», закупочная комиссия или заказчик (ч.12 ст. 93), обязаны принять решение об отклонении заявки, предлагающей к поставке товар ИП на основании:

– п. 4 ч. 12 ст. 48 (электронный конкурс);

– пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 (электронный аукцион);

– пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 50 (электронный запрос котировок)

– пп. «а» п.6 ч.12 ст.93 (единственный поставщик в электронной форме).

Реестр российской промышленной продукции

Реестр российской промышленной продукции (РРПП) – представляет собой базу данных (перечень) промышленных товаров, произведённых на территории РФ в соответствии с требованиями Постановления 719 [4]. Это официальный источник информации в отношении российской промышленной продукции.

Реестр размещен на сайте Минпромторга России в открытом доступе, а значит любое заинтересованное лицо (заказчик и участник закупки) может ознакомиться с ним через государственную информационную систему промышленности (ГИСП).

Участники закупки учитывают информацию, размещенную в РРПП, при подготовке своего предложения. Заказчик изучает сведения, размещенные в РРПП, при подготовке к закупке, а также при проверке заявленной информации о российской продукции в части сведений о СПТ.

Подтверждение страны происхождения товаров

В целях реализации ограничения допуска, участник закупки, предлагающий к поставке товар (Россия или ЕАЭС), должен предоставить информацию, подтверждающую СПТ:

Для товаров из Российской Федерации:

Для товаров из государств – членов ЕАЭС:

– наличие сведений из реестра промышленной продукции, произведенной на территории РФ (РРПП).

– наличие сведений евразийского реестра промышленных товаров государств – членов ЕАЭС (ЕРПП).

Подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров:

– номер реестровой записи из РРПП;

– информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено ПП РФ №719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).

– номер реестровой записи из евразийского РПП;

– информация о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств – членов ЕАЭС технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета ЕАЭ комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).

Реестр размещен на сайте ГИСП: https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/

Сайт ЕИС (в разделе: «информация для пользователей»)

https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

С 25 декабря 2023г. ЕРПП функционирует в новом формате – https://goszakupki.eaeunion.org/erpt/ru

В случае отсутствия необходимой информации (подтверждающей СПТ) такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из ИГ.

Исключения из правил ограничения допуска

Ограничения допуска не устанавливаются:

ч. 11. Постановления №617

необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки;

закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

закупка товаров, указанных в позициях 101 и 102 (оружие спортивное огнестрельное с нарезным стволом и патроны и боеприпасы прочие и их детали )перечня, в целях обеспечения нужд спорта высших достижений;

закупка запасных частей и деталей к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом иностранного производства.

Ответственность за нарушение условий постановления

В случае выявлений нарушений правил применения ограничения допуска должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности по ст.7.30 КоАП (нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд):

– п. 4.1 ст. 7.30 КоАП (например, объединение в одной закупке продукции, входящей и не входящей в перечень Постановления или продукции входящей в различные производственные группы (музыкальные инструменты и звуковое оборудование);

п. 4.2 ст. 7.30 КоАП (например, отсутствие сведений об ограничении в извещении, неверно установленное требование к содержанию заявки (в части информации подтверждающей СПТ), либо установление требований о дополнительных документах (в части информации подтверждающей СПТ), не предусмотренных НПА).

Взаимодействие постановления 617 с другими нормативными актами

При работе с перечнями документов НР, специалисты заказчика сталкиваются с ситуацией, когда продукция с одинаковыми кодами ОКПД2, заявлена в нескольких НПА, например, ограничения в Постановлении № 617 и запреты в Постановлении № 616. Возникает вопрос, какой НПА применять? Минфин России и Минпромторг России дают разъяснения по разрешению таких ситуаций в своих информационных письмах.

Письмо Минпромторга

N 39247/12 [5]

…, к продукции с кодом ОКПД2 28.25.14.110 необходимо применять ограничение, предусмотренное постановлением N 102, поскольку в перечне постановления N 102 предусмотрен идентичный код ОКПД2 28.25.14.110, а в перечне постановления N 617 содержится более “укрупненный” код ОКПД2 28.25.14.

Письмо Минфина

№ 24-06-08/95806 [6]

…, при применении Постановления N 617 и Постановления N 878 возникает правовая неопределенность ввиду одновременного наличия кодов ОКПД 2 как в перечне, предусмотренном ПП N 617, так и в перечне, предусмотренном ПП N 878.

В этой связи отмечаем, что утвержденные указанными постановлениями перечни, помимо кодов ОКПД 2, содержат конкретные наименования товаров, в связи с чем, по мнению Департамента, при применении соответствующих перечней следует руководствоваться как кодом ОКПД 2, так и наименованием товара.

Письмо Минфина

№ 24-06-06/47217 [7]

Позиции товаров с кодами ОКПД2 26.40.4 (26.40.42.110, 26.40.43.120) и 26.40.31.190 (звуковое оборудование) включены в Перечень РЭП, и не включены в Перечень ПП617, следовательно, ограничения в отношении указанной продукции устанавливаются только в соответствии с Постановлением №878.

При этом звуковое оборудование с кодами ОКПД2 26.40.42.110, 26.40.43.120 и 26.40.31.190 содержится в Перечне производственных групп музыкальных инструментов и звукового оборудования, являющимся приложением к ПП №617.

Таким образом, если код ОКПД2 включен в Перечень производственных групп, но не входит в Перечень отдельных промышленных товаров, ограничения в соответствии с Постановлением №617 не устанавливаются.

Таким образом, указанные производственные группы сформированы в целях формирования предмета контракта (лота).

Практическое применение постановления в закупках

Рассмотрим примеры закупок с ограничением допуска. Заказчик разместил извещение, в котором указал применение Постановления №617 и Приказа №126н.

Подано 3 заявки. Закупочная комиссия на этапе рассмотрения заявок (в части требований, предусмотренных НПА, принятыми по НР), проверяет информацию, подтверждающую СПТ:

Участник 1

Участник 2

Участник 3

Россия

Реестровый № указан (баллы не требуются)

Россия

Китай

СПТ подтверждена

СПТ не подтверждена = ТИП

Китай

Ограничения применены. Заявка участника № 1 соответствует требованиям Постановления №617.

Заявка 2,3 отклоняются.

 

Участник 1

Участник 2

Участник 3

Россия

Реестровый № не указан

Россия

Реестровый № не указан

Китай

СПТ не подтверждена =ТИП

СПТ не подтверждена = ТИП

Китай

Ограничения не применены. В рассмотренных заявках отсутствует надлежащее подтверждение СПТ.

Заявка 1, 2,3 допущены, применяем Приказа № 126н – условия допуска.

Часто задаваемые вопросы по постановлению 617 и 44-ФЗ

Может ли участник в 2024году, подтвердить СПТ сертификатом СТ-1?

Нет. С 1 марта 2023 года утратили силу нормы о подтверждении СПТ сертификатом СТ-1. Подтверждением является, исключительно, номер реестровой записи и информация о совокупном количестве баллов (при наличии). Постановление Правительства от 28.02.2023 № 318

В перечень постановления добавлены позиции после размещения извещения в ЕИС. Надо ли вносить изменения в извещение?

Нет. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, не применяется к ранее размещенным закупкам. Изменения, внесенные в перечень, не применяются к закупкам, извещения (приглашения) о которых ранее размещены в ЕИС.

Возможно ли принять товар ИП, если ограничения применены?

Нет. Это запрещено п.6 Постановления №617

Заключение

Сегодняшний курс государства четко заявляет о стимулировании и поддержке развития отечественного экономического сектора, в том числе и в системе государственных и муниципальных закупок. При этом законодатель учитывает все изменения на рынке, в том числе на рынке промышленной продукции и актуализирует действующие перечни по национальному режиму.

Кроме того, установленное в НПА правило «второй лишний», исключает любую конкуренцию между аналогичными предложениями российской промышленной продукции и иностранной промышленной продукции, при наличии, даже единственной заявки с подтвержденным российским или евразийским товаром.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – N 44-ФЗ)

[2] Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (ред. от 26.06.2024) «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту –Постановление №617)

[3] Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд». (далее по тексту – Приказ 126н)

[4] Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» (далее по тексту – Постановления 719)

[5] Письмо Минпромторга России от 05.06.2020 N 39247/12 «О разъяснении некоторых положений постановлений N 616 и N 617»(далее по тексту Письмо Минпромторга N 39247/12).

[6] Письмо Минфина России от 26 ноября 2021 г. № 24-06-08/95806 «О рассмотрении обращения» (далее по тексту Письмо Минфина N 24-06-08/95806).

[7] Письмо Минфина России от 24.05.2023 № 24-06-06/47217 «О рассмотрении обращения» (далее по тексту Письмо Минфина N 24-06-06/47217).



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *