Защитные меры национального режима при осуществлении закупок – это система мер, включающая в себя правила и ограничения, применяемые при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (в контрактной системе), а также в корпоративных закупках (закон 223-ФЗ), для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и продукции, произведенной на территории государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Правительство РФ в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) и ч. 2 ст. 3.1-4 закона № 223-ФЗ установило защитные меры национального режима при осуществлении закупок (постановление Правительства (далее – ПП) РФ от 23.12.2024 № 1875 (далее – ПП 1875):
1) запрет закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами;
2) ограничение закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
3) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг). (ПП 1875, п. 1). (См. рис. № 1)
РЕЖИМ ЗАПРЕТА ЗАКУПКИ ИНОСТРАННОЙ ПРОДУКЦИИ Если код ОКПД2 продукции включен в приложение № 1 к ПП РФ № 1875, на такую иностранную продукцию устанавливается режим запрета, и заказчики смогут приобрести только российскую продукцию без возможности заменить ее импортной при исполнении договора. | РЕЖИМ ОГРАНИЧЕНИЙ ЗАКУПКИ ИНОСТРАННОЙ ПРОДУКЦИИ Импортную продукцию установ-ленного приложением № 2 к ПП РФ № 2 перечня нельзя приобрести, если в конкурентной процедуре есть заявка с российской, которая отвечает условиям закупки. При исполнении контракта заменять российский товар можно только отечественным и улучшен-ных характеристик. | РЕЖИМ ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА Под него подпадают товары, не включенные в приложения 1 и 2 к ПП РФ № 1875. Ценовое предложение участника с российской продукцией при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок снижается на 15%. Договор с этим участником в случае его победы заключается по предложенной им цене. |
Рис. № 1. Схема защитных мер национального режима
Кроме того, для закупок по закону № 223-ФЗ установлена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения по перечню согласно приложению № 3 (ПП 1875, п. 2).
Обратим внимание на то, что при закупке работ, услуг в составе объекта закупки могут быть применены (включены) товары: они могут быть «поставляемыми», а могут быть «используемыми».
Используемый товар:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Законом о бухгалтерском учете;
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить/оказать такую работу/услугу. (Письмо ФАС от 25.06.2020 № 53616/20).
И к используемому товару не могут быть применены защитные меры национального режима. Запрет, ограничение, преимущество применяются при закупке товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг) (курсив наш – автор).
В настоящей статье рассмотрим одну из защитных мер – преимущество российских товаров: общий порядок, условия и особенности установления преимущества, случаи, когда преимущество не применяется. Составим дорожную карту по применению заказчиком режима «преимущество».
1. ОБЩИЙ ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ РЕЖИМА «ПРЕИМУЩЕСТВО»
1.1. В соответствии со ст. 14 Закона Правительство РФ вправе принимать меры, устанавливающие преимущество в отношении товаров российского происхождения (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг) (далее – российских товаров), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (Закон, ст. 14, ч. 2, п/п. 1 «в»).
Примечание:
Правительством РФ на 25.07.2025 установлено преимущество только в отношении российских товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг) (ПП 1875, п. 1, абз. 4).
1.2. Преимущество устанавливается, если объект (предмет) закупки включает хотя бы один товар, не указанный в приложении № 1 (здесь и далее – к ПП 1875) и приложении № 2, в отношении заявки, содержащей предложение о поставке товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг) только российского происхождения, применяется предусмотренное п. 1 преимущество при условии, что в числе заявок на участие в закупке (окончательных предложений), которые рассматриваются, оцениваются, сопоставляются и которым присваиваются порядковые номера, имеется заявка, которая не отклонена и содержит предложение о поставке хотя бы одного иностранного товара, (ПП 1875, п. 4 «б»).
Важно!
Определяющее в применении преимущества является не применение запрета (ограничения), а факт включения наименования товара в перечень. Если защитная мера национального режима, под которую попадает закупаемый товар, не применяется в силу исключений, прямо предусмотренных ПП 1875, то на такой товар другая мера национального режима не устанавливается.
При этом ПП 1875 для поз. 433 приложения № 2 установлено: что «…в отношении заявки, содержащей предложение о поставке таких лекарственных препаратов только российского происхождения, помимо предусмотренного … ограничения, также применяется … преимущество» (ПП 1875, п/п. 4 «у»).
В отдельных случаях конструкция нормативного правового акта (далее – НПА) требует тщательного анализа для ответа на вопрос: включен или нет товар в приложение, например, «предусмотренное пунктом 1 настоящего постановления ограничение закупок товаров, указанных в позициях 362 – 432 приложения № 2 к настоящему постановлению, применяется при осуществлении закупок товаров, являющихся медицинскими изделиями» (ПП 1875, п/п 4 «п»).
1.3. Позиции соответствующего приложения применяются, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименования которых указаны в графе «Наименование товара, работы, услуги» и которые включены в код, указанный в графе «Код товара, работы, услуги по ОКПД 2».
Следует учесть, что в ОКПД2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, в связи с чем группировка более высокого уровня включает в себя все входящие в нее группировки. Таким образом, соответствующая «защитная мера» распространяется на всю указанную в позиции группу товаров, работ, услуг по ОКПД2, т. е. на все товары, работы, услуги, включенные в указанную в соответствующей позиции группировку по ОКПД2. Например, запрет, предусмотренный поз. 62 приложения № 1 в отношении машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, включенных в код ОКПД2 28.30, распространяется также на котлы варочные (код ОКПД2 28.30.83.170)4 (письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697).
Согласно правилам классификации товаров и услуг, категория применяется ко всем нижестоящим подкатегориям, если иное специально не оговорено. Таким образом, если установлен запрет на уровне подкатегории 17.12.14.110, то он распространяются и на конкретные позиции внутри этой подгруппы — такие как 17.12.14.111, 17.12.14.112 и вплоть до 17.12.14.119.
1.4. Информация об установлении преимущества для российских товаров указывается в извещении. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию о запрете или об ограничении закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении российских товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 15).
Как указано в ПП РФ от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы …» (далее – ПП 60), к извещению предъявляются следующие требования:
а) извещение об осуществлении закупки формируется по установленной форме;
б) раздел 1 извещения должен содержать информацию, формируемую с использованием ЕИС, в т.ч. о запрете или об ограничении закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении российских товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии со ст. 14 Закона в отношении товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемой работы, услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки (Положение о порядке размещения информации и документов в ЕИС, утв. ПП 60, п. 8, п/п «б», абз. 26).
1.5. Подтверждающие право на преимущество документы и информация указываются участником закупки в заявке. Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом, должна содержать в том числе информацию и документы, определенные в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены запрет, ограничение, преимущество). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранных товаров, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (Закон, ст. 43, ч. 1, п. 5).
1.6. Подтверждением страны происхождения товара являются информация и документы, указанные в п. 3 ПП 1875. При этом, преимущество в отношении российских товаров распространяется на закупки товаров, не указанных в приложениях № 1 и 2 к ПП 1875. Подтверждением страны происхождения товаров, не указанных в данных приложениях, является указание в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения товара (декларирование). (абз. 2 п/п. 3 «з» ПП 1875).
1.7. Порядок предоставления преимущества. Если Правительством РФ установлено предусмотренное п/п. 1 «в» ч. 2 ст. 14 Закона преимущество в отношении российских товаров, то при присвоении порядкового номера заявке на участие в закупке (в процессе рассмотрения и оценки заявок), содержащей предложение о поставке товара только российского происхождения, осуществляется снижение на 15 процентов ценового предложения этого участника закупки либо увеличение на 15% ценового предложения этого участника закупки в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта. При присвоении в соответствии с п/п. «б» п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона порядкового номера заявке на участие в закупке, содержащей предложение о поставке российского товара, осуществляется снижение на 15% цены за единицу товара, предложенной участником закупки, подавшим такую заявку (Закон, ст. 14, ч. 4, п. 3 «а»).
Не позднее одного часа с момента получения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке (конкурс) оператор ЭТП направляет уведомление каждому участнику закупки, подавшему заявку на участие в закупке, содержащее информацию, в т.ч., о наличии признанных соответствующими извещению об осуществлении закупки заявок на участие в закупке, содержащих информацию о товарах, происходящих из иностранного государства, а также заявок, содержащих информацию о российских товарах, без указания участников закупки, подавших такие заявки. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, направляется в случае указания заказчиком в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона в извещении об осуществлении закупки информации об ограничении, о преимуществе, установленных в соответствии со ст. 14 Закона в отношении товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки (Закон, ст. 48, ч. 7, п. 3).
2. УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВА
2.1. Положения ПП 1875, касающиеся российской продукции распространяется также на продукцию ЕАЭС. Положения ПП 1875 касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином, российским юридическим лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из государства – члена Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства – члена ЕАЭС (ПП 1875, п/п. 4 «а»).
2.2. Особенности определения НМЦК. Для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона запрет, ограничение или преимущество, Правительство РФ устанавливает особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы (далее – НЦЕ) товара, в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, НЦЕ работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (Закон, ст. 22, ч. 25).
В порядке реализации указанной нормы, пунктом 7 «в» ПП 1875 установлены особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕ товара (в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), НЦЕ работы, услуги при применении в соответствии с Законом метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для осуществления закупки, объект закупки которой включает товары, указанные в позициях 1 – 145 приложения № 1 и (или) позициях 1 – 433 приложения № 2:
при определении идентичности и однородности таких товаров в соответствии с частями 13 и 14 ст. 22 Закона подлежат учету исключительно товары, происходящие из государств ЕАЭС;
заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона запрос о предоставлении информации о цене таких товаров не менее чем 3 субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП) https://gisp.gov.ru. Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии – однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов, заключенных заказчиками (ПП 1875, п/п. 7 «в»).
При этом особенности определения цен применяются вне зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем применяются как при проведении конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так и при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Особенности определения цен установлены исключительно в отношении товаров, указанных в позициях 1 – 145 приложения № 1 и позициях 1 – 433 приложения № 2, в связи с чем такие особенности не применяются в отношении иных товаров, указанных в приложениях № 1 и № 2, а также товаров, не указанных в таких приложениях, в отношении работ, услуг.
Соответственно, если в объекте одной закупки объединены товар, указанный в перечнях № 1 и № 2, товар, не указанных в таких перечнях, работы, услуги, то особенности определения цен применяются только в части товара, указанного в перечнях № 1 и № 2.
Случаи, при которых указанные особенности определения цен не применяются, установлены п/п. 7 «г» ПП 1875.
2.3. Особенности описания объекта закупки – товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемой работы, услуги). При описании закупаемого товара, в отношении которого установлено ограничение, преимущество указываются характеристики товара российского происхождения (Закон, ст. 33, ч. 1.1).
Заказчик вправе указать в извещении дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением если при осуществлении закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг), указанного в позициях 191 – 361 приложения № 2, применяется ограничение.
Примечание:
ПП 1875 содержит случаи, при которых установленные им «защитные» меры не применяются. Вместе с тем применение установленной ПП 1875 «защитной» меры условием применения части 1.1 ст. 33 Закона не является. Таким образом, положения части 1.1 статьи 33 Закона применяются при описании товара, в отношении которого ПП 1875 установлены «защитные» меры, вне зависимости от применения либо неприменения соответствующей «защитной» меры при осуществлении закупки такого товара. (Письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697).
Особенности описания закупаемого товара, производство которого в РФ отсутствует. К особенностям описания объекта закупки, являющегося товаром (в т.ч. поставляемым при выполнении закупаемых работ, услуг), производство которого на территории РФ отсутствует, при осуществлении закупки товаров, не указанных в позициях 1 – 145 приложения № 1, позициях 1 – 433 приложения № 2, относится декларирование в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) факта отсутствия на территории РФ производства такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, а также указание в описании объекта закупки характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и производство которого на территории РФ отсутствует (ПП 1875, п/п. 7 «а», абз. 4).
2.4. Допускается включать в один объект закупки продукцию, как указанную, так и не указанную в приложении № 1 и № 2
Если иное не установлено в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними НПА, в том числе ПП 1875, допускается включать в один объект (предмет) закупки товары, работы, услуги как указанные в приложении № 1 и приложении № 2 , так и не указанные в таких приложениях, при этом:
– к включенным в объект закупки товарам, работам, услугам, указанным в приложении № 1, применяются положения, касающиеся запрета;
к включенным в объект закупки товарам, работам, услугам, указанным в приложении № 2, применяются положения, касающиеся ограничения;
к включенным в объект закупки товарам, не указанным в приложении № 1 и приложении № 2, применяются положения, касающиеся преимущества, указанного в пункте 1 ПП 1875;
преимущество, указанное в п. 1 ПП 1875, предоставляется при условии, указанном в абз. 2 или 3 п/п 4 «б», заявке на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг) только российского происхождения, как в отношении включенных в объект (предмет) закупки товаров, не указанных в приложении № 1 к и приложении № 2, так и включенных в объект (предмет) закупки товаров, указанных в таких приложениях (ПП 1875, п. 4 «в»).
Примечание:
Из п/п. 4 «в» следует, что преимущество предоставляется в отношении товаров, как не включенных в приложения № 1 и №2, «…так и включенных в объект закупки (предмет закупки) товаров, указанных в таких приложениях», и не говорится о работе, услуге, которые также могут быть в составе объекта.
Однако в соответствии со ст. 14 Закона при присвоении порядкового номера заявке на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара только российского происхождения, осуществляется снижение на 15% ценового предложения этого участника закупки (выделено нами – автор) (Закон, ст. 14, ч. 4, п. 3 «а»). По мнению автора следует руководствоваться нормой Закона и уменьшать на 15% все ценовое предложение.
2.5. Не допускается включать в один объект закупки. При осуществлении закупок в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, за исключением закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не могут быть включены в предмет одного контракта (договора, лота):
– товары, указанные и не указанные в позициях 143 и 144 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позициях 145, 149 и 150 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позициях 146 – 148, 151 – 153 и 162 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позиции 154 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позициях 155 – 160 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позиции 161 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позиции 163 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позициях 179, 189, 320 (в части дефибрилляторов), 362 – 432 приложения № 2;
– товары, указанные в позиции 237 приложения № 2, громкоговорители, усилители электрические звуковых частот, установки электрических усилителей звука, соответствующие кодам 26.40.42.110, 26.40.43.110, 26.40.43.120 по ОКПД 2, из числа товаров, указанных в позиции 241 приложения № 2, с другими товарами;
– микрофоны и подставки для них, соответствующие коду 26.40.41.000 по ОКПД 2, из числа товаров, указанных в позиции 241 приложения № 2 с другими товарами;
– указанные в позиции 433 приложения № 2 лекарственные препараты (далее – ЛП), включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛП для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства (далее – РП) РФ от 12.10.2019 № 2406-р (за исключением ЛП, включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утвержденный РП РФ от 06.07.2010 № 1141-р), и не включенные в такой перечень (если в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними НПА допускается включение в предмет одного контракта (договора, лота) ЛП с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями);
– указанные в позиции 433 приложения № 2 ЛП, включенные в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утв. РП РФ № 1141-р, и не включенные в перечень (если в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними НПА допускается включение в предмет одного контракта (договора, лота) ЛП с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) (ПП 1875, п. 4 «е»).
2.6. Закупки товаров – предмета лизинга. Предусмотренные ПП 1875 запрет, ограничение, преимущество распространяются также на товары, являющиеся предметом финансовой аренды (лизинга) (ПП 1875, п. 4 «з»)
2.7. Если при осуществлении закупки товара, Правительством РФ установлено предусмотренное п/п. «в» п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона преимущество в отношении российских товаров, при заключении контракта с участником закупки (к которому применено в порядке предоставления преимущества 15-процентное снижение цены), контракт заключается без учета осуществленного снижения ценового предложения, цены за единицу товара либо увеличения ценового предложения (Закон, ст. 14, ч. 4, п. 3 «б»).
2.8. Замена товара в процессе исполнения контракта. Если при осуществлении закупки товара, Правительством РФ установлено предусмотренное п/п. «в» п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона преимущество в отношении российских товаров, при исполнении контракта допускается замена товара (с учетом особенностей ч. 7 ст. 95 Закона) исключительно на российский товар, если контракт предусматривает поставку российского товара. (Закон, ст. 14, ч. 4, п. 3 «в»).
3. ПРЕИМУЩЕСТВО НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ
3.1. Предусмотренное преимущество не применяется (наряду с запретом и ограничением закупок) при осуществлении:
3.1.1) закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг) в целях исполнения контракта (договора), содержащего условие о поставке или использовании такого товара и заключенного с лицом, которое не является заказчиком в соответствии с Законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, либо заключенного с лицом, которое относится к числу таких заказчиков и при осуществлении закупки которым не применены в случаях, предусмотренных указанными федеральными законами и ПП 1875, такие запрет, ограничение или преимущество, либо заключенного до 01.01.2025 с лицом, которое относится к числу таких заказчиков;
3.1.2) закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг) в целях изготовления, ремонта, модернизации, технического и сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники (их составных частей), изготавливаемых по нормативно-технической документации (или указанных в такой документации), утвержденной (согласованной) в установленном порядке (государственным заказчиком ГОЗ либо военным представительством МО РФ или иного государственного заказчика, уполномоченным осуществлять деятельность в организации, осуществляющей закупку такого товара) и (или) передаваемой заказчику, осуществляющему закупку такого товара, государственным заказчиком ГОЗ, головным исполнителем поставок продукции по ГОЗ, исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ (в т.ч. для целей выполнения закупаемых работ, услуг);
3.1.3) закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг), не относящегося к товарам, указанным в позициях 1 – 3, 5, 7, 10, 13, 16 – 17, 137, 140 – 141 и 144 приложения № 1, позициях 172 – 179, 189, 362 – 378, 383 – 388, 390 – 415, 429 – 433 приложения № 2, в целях исполнения заказчиком в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ обязательств, предусмотренных специальным инвестиционным контрактом, стороной которого является такой заказчик;
3.1.4) закупки товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг по изготовлению такого товара по индивидуальному заказу заказчика, осуществляющего закупку;
3.1.5) закупки, при которой заключается контракт (договор) со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающий поставку товара, произведенного исключительно на создаваемом, модернизируемом, осваиваемом в соответствии с таким контрактом (договором) производстве (ПП 1875, п/п. 4 «и»).
3.2. При осуществлении в соответствии с Законом № 223-ФЗ заказчиками, являющимися аптечными организациями, закупок ЛП и медизделий в целях розничной торговли такими ЛП и медицинскими изделиями (ПП 1875, п/п. 4 «к»).
3.3. Предусмотренные запрет, ограничение, преимущество не распространяются на закупки, осуществляемые в соответствии с законом 223-ФЗ отдельными заказчиками, указанными в абз. 2 п/п. 4 «л», за исключением закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых:
– в рамках ГОЗ;
– для функционирования критической информационной инфраструктуры РФ;
– в сфере использования атомной энергии;
– для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ в соответствии с Положением об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики РФ, утв. ПП РФ от 15.04.2023 № 603 (ПП 1875, п/п. 4 «м»)
Примечание:
В абз. 2 п/п 4 «л» указываются заказчики – хозяйственные общества, указанные в пунктах 1 – 3 ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ, за исключением хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций ОПК, предусмотренный ПП РФ от 20.02.2004 № 96, а также хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО;
3.4. Преимущество при закупках ЛП. В случае осуществления в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ закупки ЛП (поз. 433 приложения № 2), включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛП (далее – ЖНВЛП) для медицинского применения, утв. ПП РФ от 12.10.2019 № 2406-р, и не включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств (далее – СЗЛС), производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утв. РП РФ от 06.07.2010 № 1141-р, в отношении заявки, содержащей предложение о поставке таких ЛП только российского происхождения, помимо ограничения, также применяется преимущество, при котором для цели такого преимущества заявка на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке такого ЛП, происходящего из ЕАЭС, в т.ч. из РФ, но не все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций) осуществляются на территориях государств ЕАЭС, приравнивается к заявке на поставку иностранного товара, если на участие в такой закупке подана заявка, признанная соответствующей установленным требованиям и содержащая предложение о поставке ЛП, все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы) осуществляются на территории ЕАЭС (ПП 1875, п/п. 4 «у»).
При этом, при осуществлении закупки такого ЛП, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС и приглашение принять участие в которой направлено либо контракт (договор) с единственным поставщиком заключен по 31.12.2025 включительно, положения вышеуказанного п/п. 4 «у» применяются также в отношении ЛП, включенных в перечень СЗЛС, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ (ПП 1875, п/п. 10 «е»).
Важно! Таким образом, до 31.12.2025 в закупках ЖНВЛП (не зависимо от их включения в перечень СЗЛС) применяется общее ограничение и преимущество по молекуле.
3.5. При осуществлении заказчиками, включенными в сводный реестр организаций ОПК, предусмотренный ПП РФ от 20.02.2004 № 96, закупок товаров, извещение об осуществлении которых размещено в ЕИС и приглашение принять участие в которых направлено либо контракт (договор) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключен до 31.12.2025 включительно, не применяется предусмотренные ограничение и преимущество (ПП 1875, п/п. 10 «м»).
3.6. Запрет, ограничение и преимущество не применяются заказчиками, действующими за пределами РФ. Запреты, ограничения и преимущества не применяются при закупке товара, осуществляемого за пределами Российской Федерации у иностранного лица для обеспечения деятельности заказчика за пределами РФ, права владения, пользования и распоряжения которым будут реализовываться таким заказчиком за пределами РФ. (ПП 1875, п. 4 «и»).
4. ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКАЗЧИКОМ РЕЖИМА «ПРЕИМУЩЕСТВО»
Защитная мера «преимущество» применяется только к конкурентным закупкам. В закупках по закону 223-ФЗ преимущество может применяться в неконкурентной закупке при условии, если Положением о закупке при проведении неконкурентной закупки предусмотрена подача заказчику заявок несколькими участниками закупки.
В случае включения в объект (предмет) одной закупки товаров, работ, услуг, указанных в перечнях № 1 и № 2 и не указанных в этих перечнях, в отношении таких товаров, работ, услуг при рассмотрении и оценке заявок применяются последовательно запрет, ограничение, преимущество.
Если объект закупки не включает в себя товары из перечня № 1 и № 2, то заказчик пропускает шаг 2 и шаг 3 нижеуказанной дорожной карты.
Шаг 1. Заказчик формирует объект (предмет) закупки, исходя из имеющихся потребностей в закупаемых товарах, работах, услугах, и вправе объединить в объекте (предмете) одной закупки несколько товаров, работ, услуг при условии, если осуществляемое объединение не противоречит требованиям НПА, не допускающих объединение в объекте (предмете) одной закупки определенных товаров, работ, услуг. Условия применяемого национального режима в соответствии с объектом закупки, указываются заказчиком в извещении.
Шаг 2. Рассмотрение представленных в заявках на участие в закупке информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара, указанного в перечне № 1 (запрет). Наличие в заявке на участие в закупке предложения о поставке такого иностранного товара, является основанием для ее отклонения, если условия закупки не предусматривают исключение для применения запрета закупки;
Так, к примеру в составе лота позиция «бумага для офисной техники, белая», код ОКПД2 17.12.14.110, товар включен в приложения № 1 (позиция № 10). Однако количество закупаемого товара укладывается в исключение, предусмотренное абз. 2 п/п. 5 «и» ПП 1875: осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам и ПО, указанным в поз. 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1, в случае если НМЦК (договора), максимальное значение цены контракта (договора) или цена контракта, (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей. Но применение исключения из режима «запрет» не является основанием для квалификации товара, как не включенного в приложение № 1.
Шаг 3. Рассмотрение представленных в заявках на участие в закупке информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара, указанного в перечне № 2 (ограничение). Наличие в заявке на участие в закупке предложения о поставке иностранного товара, является основанием для ее отклонения, если на участие в закупке также подана соответствующая установленным заказчиком требованиям заявка, содержащая в отношении такого товара предложение о поставке российского товара.
При этом заказчик учитывает, что сам факт включения товара в перечень № 2 не является основанием для безусловного отклонения заявки. В частности, для товаров из позиций 362–432 перечня № 2 ограничение допуска иностранной продукции устанавливается, только если такой товар является медицинским изделием. Если заказчик закупает товары из позиций 362–432 перечня № 2, которые не являются медизделиями, применять ограничение не нужно (ПП 1875, п/п. 4 «п»).
Однако, применение преимущества распространяется на товары, не включенные в перечень. Исключение: в отношении заявки, содержащей предложение о поставке ЛП поз. 433 приложения № 2 российского происхождения, помимо предусмотренного ограничения, до 31.12.2025 также применяется преимущество независимо от включения ЛП в СЗЛС (ПП 1875, п/п. 4 «у», п/п. 10 «е»).
Шаг 4. Рассмотрение представленных в заявках на участие в закупке информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара, не указанного в перечнях № 1 и № 2. Заявке на участие в закупке предоставляется преимущество в цене (15%), если:
– она не подлежит отклонению при применении запрета и ограничения и соответствует установленным заказчиком требованиям;
– содержит предложение о поставке товаров только российского происхождения (то есть заявка содержит предложение о поставке российских товаров, не включенных в перечни № 1 и № 2, наряду с включенными в перечни 1 и 2, либо без них);
– в числе заявок на участие в закупке, в отношении которых отсутствуют основания для отклонения, имеется заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке хотя бы одного иностранного товара (письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697).
С учетом примененного преимущества заявкам участников присваиваются порядковые номера. Победителем становится участник, заявка которого получила наименьший порядковый номер.
Шаг. 5. При заключении контракта (договора) цена контракта (договора) указывается без учета 15-процентного преимущества в цене.
Шаг 6. При заключении и исполнении контракта (договора) заказчик учитывает некоторые особенности применения режима преимущества в части замены товара.
В ПОРЯДКЕ ВЫВОДОВ: ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА ПО
ПРИМЕНЕНИЮ ЗАЩИТНОЙ МЕРЫ «ПРЕИМУЩЕСТВО»
1. На этапе подготовки закупки заказчик должен определить, подпадает ли закупаемый товар, работа, услуга под требования национального режима, в том числе – преимущество закупки, для чего в первую очередь определяется соответствующий код ОКПД2, который позволяет это проверить. Такую проверку можно эффективно произвести в ресурсах Эконом-Эксперт. https://zakupki44fz.ru См. рис. № 2 на примере машины стиральной бытовой.
2. Полученную информацию заказчик использует при принятии решения о возможности закупки продукции, формировании лотов закупки и извещения о закупке, описании объекта закупки и обосновании НМЦК для конкурентной закупки, для получения необходимых разрешений, в целях выбора оптимального варианта закупки.
Рис. № 2. Проверка объекта закупки на предмет особенностей закупки
3. Информация о применении национального режима учитывается и указывается заказчиком в извещении о закупке и прилагаемых электронных документах. Так, информация о преимуществе закупок российских товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), в случае, когда преимущество установлено в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона в отношении товара, являющегося объектом закупки, указывается в извещении о закупке (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 15).
4. При описании закупаемого товара, в отношении которого установлено преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения. Отсутствие в РФ производства товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика при осуществлении закупки товаров, не указанных в поз. 1 – 145 приложения № 1, поз. 1 – 433 приложения № 2 (то есть товаров, на закупки которых предусмотрено преимущество), требует выполнения особенностей описания такого товара:
1) декларирование в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) факта отсутствия на территории РФ производства такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика;
2) указание в описании объекта закупки характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и производство которого на территории РФ отсутствует.
3) при осуществлении закупки товаров, указанных в поз. 1 – 145 приложения № 1, декларирование в извещении об осуществлении закупки (приглашении принять участие в определении поставщика) факта получения предусмотренного п/п. 5 «а» ПП 1875 разрешения с указанием его реквизитов и характеристик товара, являющихся идентичными характеристикам, содержащимся в обращении, на основании которого выдано такое разрешение (ПП 1875, п/п. 7 «а», абз.3).
5. Участник конкурентной закупки в заявке указывает наименование страны происхождения товара, а также информацию и документы, определенные в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона (в случае, если в извещении установлено предусмотренное указанной статьей преимущество).
Подтверждением страны происхождения товара являются информация и документы, указанные в п. 3 ПП 1875. Преимущество в отношении российских товаров распространяется на закупки товаров, не указанных в приложениях № 1 и 2 к ПП 1875 (не зависимо от того, применен или нет тот или иной режим), а подтверждением страны происхождения товаров, не указанных в данных приложениях, является указание в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения товара, то есть – декларативное (абз. 2 п. 3 «з» ПП 1875).
В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранных товаров. (Закон, ст. 43, ч. 1, п. 2 «б», п. 5).
6. В соответствии с требованиями национального режима заказчик рассматривает и оценивает заявки участников и, соответственно, определяет победителя конкурентной процедуры.
Преимущество, применяется ко всей заявке (всему объекту, лоту), если объект закупки содержит хотя бы один товар, не указанный в перечнях № 1 и № 2 (в соответствии с НПА, действующими на 25.07.2025).
7. Основным правилом преимущества является правило применения 15-процентого преимущества к цене заявки, содержащей российский товар, не включенный в перечни № 1 и № 2, если на закупку подана другая заявка, содержащая аналогичный иностранный товар.
8. Следует иметь ввиду, что нарушение требований национального режима при рассмотрении заявок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до 30 тыс. рублей.
9. Требования национального режима накладывают также особенности на процесс исполнения контракта в части замены товара.
- Защитные меры национального режима: преимущество российских товаров
- Защитные меры национального режима: ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг
- Защитные меры национального режима: запрет закупок иностранных товаров, работ, услуг
- Защита конкуренции и национальный режим: баланс государственных интересов. Часть 2
- Защита конкуренции и национальный режим: баланс государственных интересов. Часть 1
- Обоснование начальной (максимальной) цены договора в закупках по закону № 223-ФЗ. Часть 2