Защитные меры национального режима при осуществлении закупок – это система мер, включающая в себя правила и ограничения, применяемые при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (в контрактной системе), а также в корпоративных закупках (закон 223-ФЗ), для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и продукции, произведенной на территории государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Правительство РФ в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) и ч. 2 ст. 3.1-4 закона № 223-ФЗ установило защитные меры национального режима при осуществлении закупок (постановление Правительства (далее – ПП) РФ от 23.12.2024 № 1875 (далее – ПП 1875):
1) запрет закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами;
2) ограничение закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
3) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг). (ПП 1875, п. 1). (См. рис. № 1)
РЕЖИМ ЗАПРЕТА ЗАКУПКИ ИНОСТРАННОЙ ПРОДУКЦИИ. Если код ОКПД2 продукции включен в приложение № 1 к ПП РФ № 1875, на такую иностранную продукцию устанавливается режим запрета, и заказчики смогут приобрести только российскую продукцию без возможности заменить ее импортной при исполнении договора. | РЕЖИМ ОГРАНИЧЕНИЙ ЗАКУПКИ ИНОСТРАННОЙ ПРОДУКЦИИ. Импортную продукцию установленного приложением № 2 к ПП РФ № 2 перечня нельзя приобрести, если в конкурентной процедуре есть заявка с российской, которая отвечает условиям закупки. При исполнении контракта заменять российский товар можно только отечественным и улучшенных характеристик. | РЕЖИМ ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА. Под него подпадают товары, не включенные в приложения 1 и 2 к ПП РФ № 1875. Ценовое предложение участника с российской продукцией при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок снижается на 15%. Договор с этим участником в случае его победы заключается по предложенной им цене. |
Рис. № 1. Схема защитных мер национального режима
Кроме того, для закупок по закону № 223-ФЗ установлена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения по перечню согласно приложению № 3 (ПП 1875, п. 2).
В настоящей статье рассмотрим одну из защитных мер – ограничение закупок товаров, работ, услуг (далее – продукция): на какую продукцию установлено ограничение, условия его применения, случаи, когда ограничение не применяется.
1. НА КАКУЮ ПРОДУКЦИЮ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОГРАНИЧЕНИЕ ЗАКУПКИ
В соответствии со ст. 14 Закона Правительство РФ вправе принимать меры, устанавливающие ограничение закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств (далее – иностранных товаров), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (Закон, ст. 14, ч. 2, п/п. 1 «б»).
Правительство РФ устанавливает ограничение закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2 (здесь и далее – к ПП 1875) (ПП 1875, п. 1).
Примечание:
Позиции приложения № 2 применяются, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименования которых указаны в графе «Наименование товара, работы, услуги» и которые включены в код, указанный в графе «Код товара, работы, услуги по ОКПД 2». При этом если в объект закупки включено медицинское изделие, соответствующая позиция применяется, если закупаемое медицинское изделие также относится к указанному в графе «Наименование товара, работы, услуги» коду вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Минздравом РФ (см. https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr). (ПП 1875, п/п. 4 «д»).
Приложение № 2 содержит 465 позиций товаров. Извлечения из положения № 2 приведены для примера на рис. № 2.
Рис. №2. Извлечения из приложения № 2 к ПП РФ № 1875
2. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕР ОГРАНИЧЕНИЯ ЗАКУПКИ
ПП 1875 предусматривает 19 условий применения защитной меры «ограничение закупки».
2.1. Ограничение закупки применяется только при осуществлении конкурентных процедур в случаях, когда на закупку поданы надлежащие заявки на поставку как отечественной, так и иностранной продукции, включенной в перечень № 2. Ограничение, установленное на основании п. 1 ПП 1875 в заключении контракта на поставку такого товара, происходящего из иностранного государства, на выполнение работы, оказание услуги с единственным подрядчиком (исполнителем), являющимся иностранным лицом, не распространяется.
2.2. Если установлено ограничение закупок товара, все заявки на участие в закупке, содержащие предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, подлежат отклонению, если на участие в закупке подана и по результатам рассмотрения признана соответствующей заявка, содержащая предложение о поставке такого товара российского происхождения (Закон, ст. 14, ч. 4, п/п 2 «а»).
2.3. Если установлено ограничение закупок товара, при исполнении контракта замена товара на происходящий из иностранного государства товар, в отношении которого установлено данное ограничение, если контракт предусматривает поставку товара российского происхождения, не допускается (Закон, ст. 14, ч. 4, п/п. 2 «б»).
2.4. Если установлено ограничение закупки работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, все заявки на участие в такой закупке, поданные иностранными лицами, подлежат отклонению, если поданная российским лицом заявка на участие в закупке признана по результатам ее рассмотрения соответствующей требованиям извещения (Закон, ст. 14, ч. 5, п. 2).
2.5. Подтверждением страны происхождения товара являются информация и документы, указанные в п. 3 ПП 1875.
2.5.1. Для подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 1 – 433 приложения № 2 из РФ:
1) номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции (далее – РРПП), предусмотренного ст. 17.1 ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», и справка, подтверждающая наличие специального инвестиционного контракта и предусмотренная п. 1.1 ПП РФ от 17.07.2015 № 719 (далее – ПП 719), или
2) номер реестровой записи из РРПП, содержащей в т.ч. информацию:
– о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара ПП 719 за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное постановлением ПП 719, включая значение, определенное для целей осуществления закупок (если ПП 719 в отношении такого товара определено значение для целей осуществления закупок);
– об уровне радиоэлектронной продукции (далее – РЭП) (для товара, являющегося в соответствии с ПП 719 РЭП первого уровня или радиоэлектронной продукцией второго уровня) (п/п. 3 «а» ПП 1875);
3) указание в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения товара (в закупке по Закону № 44-ФЗ такое указание осуществляется в соответствии с п/п. «б» п. 2 ч. 1 ст. 43) (для подтверждения происхождения товаров из РФ, указанных в позициях 1 – 433 приложения № 2, если отсутствие в РРПП такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, задекларировано заказчиком в извещении или по Закону № 223-ФЗ – в документации о закупке), за исключением случая, если в заявке на участие в закупке содержится предложение о поставке товара, который по состоянию на момент подачи заявки включен в РРПП (п/п. 3 «з» ПП 1875).
2.5.2. Для подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 1 – 433 приложения № 2 из ЕАЭС за исключением РФ (подпункт 3 «б» ПП 1875):
номер реестровой записи из евразийского реестра промтоваров государств – членов ЕАЭС, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом ЕАЭС, содержащей в том числе:
– информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории ЕАЭС соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара правом ЕАЭС за выполнение (освоение) на территории ЕАЭС соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное правом ЕАЭС;
– информацию об уровне РЭП (для товара, являющегося в соответствии с правом ЕАЭС радиоэлектронной продукцией первого уровня или РЭП второго уровня).
Примечания:
1. При этом, положения п/п. 3 «а» и п/п. 3 «б» в части, касающейся товаров, указанных в позициях 400 – 432 приложения № 2 (медизделия, ЛП), применяются с 01.09.2025 (ПП 1875, п/п 10 «б»).
2. При осуществлении закупок товаров, указанных в позициях 362 – 399 и 433 приложения № 2, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС и приглашения принять участие в которых направлены либо контракты (договоры) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении которых заключены по 31.08.2025 включительно, документом, подтверждающим происхождение таких товаров из государств ЕАЭС, в т.ч. из РФ, наряду с информацией, предусмотренной п/п. 3 «а» и п/п. 3 «б» ПП 1875, является сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государства ЕАЭС по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009 (далее – Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами (ПП 1875, п/п 10 «в»).
3. При осуществлении закупок товаров, указанных в позициях 400 – 432 приложения № 2, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС и приглашения принять участие в которых направлены либо контракты (договоры) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении которых заключены по 31.08.2025 включительно, информацией и документами, подтверждающими происхождение таких товаров из государств ЕАЭС, в т.ч. из РФ, являются следующие информация и документы в совокупности:
– сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государства ЕАЭС по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами;
– акт экспертизы ТПП РФ или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства ЕАЭС, содержащий информацию о рассчитанной в соответствии с п/п. «в» п. 2.4 Правил доле стоимости используемых для производства одной единицы медицинского изделия иностранных материалов (сырья) в цене конечной продукции, величина которой не превышает предельные значения согласно приложению № 4;
– реквизиты (дата и номер) документа, подтверждающего соответствие производства медизделий требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества» (ПП 1875, п/п 10 «г»).
4. До внесения изменений в право ЕАЭС, предусматривающих подтверждение страны происхождения товаров, указанных в позиции 433 приложения № 2 путем предоставления информации из евразийского реестра промтоваров, документом, подтверждающим происхождение таких товаров из государств ЕАЭС, за исключением РФ, является сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государства ЕАЭС по форме, установленной Правилами, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами (ПП 1875, п/п 10 «д»).
2.6. Положения ПП 1875, касающиеся российской продукции распространяется также на продукцию ЕАЭС. Положения ПП 1875 касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином, российским юридическим лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из государства – члена Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства – члена ЕАЭС (ПП 1875, п/п. 4 «а»).
2.7. Допускается включать в один объект закупки продукцию, как указанную, так и не указанную в приложении № 2. Если иное не установлено в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее – НПА), в т.ч. ПП 1875, допускается включать в один объект (предмет) закупки товары, работы, услуги как указанные в приложении № 2, так и не указанные в приложении, при этом к включенным в объект закупки товарам, работам, услугам, указанным в приложении № 2, применяются положения ПП 1875, касающиеся ограничения (ПП 1875, п/п. 4 «в»).
2.8. Не допускается включать в один объект закупки. При осуществлении закупок в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, за исключением закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не могут быть включены в предмет одного контракта (договора, лота):
– товары, указанные и не указанные в позициях 143 и 144 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позициях 145, 149 и 150 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позициях 146 – 148, 151 – 153 и 162 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позиции 154 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позициях 155 – 160 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позиции 161 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позиции 163 приложения № 2;
– товары, указанные и не указанные в позициях 179, 189, 320 (в части дефибрилляторов), 362 – 432 приложения № 2;
– товары, указанные в позиции 237 приложения № 2, громкоговорители, усилители электрические звуковых частот, установки электрических усилителей звука, соответствующие кодам 26.40.42.110, 26.40.43.110, 26.40.43.120 по ОКПД 2, из числа товаров, указанных в позиции 241 приложения № 2, с другими товарами;
– микрофоны и подставки для них, соответствующие коду 26.40.41.000 по ОКПД 2, из числа товаров, указанных в позиции 241 приложения № 2 с другими товарами;
– указанные в позиции 433 приложения № 2 лекарственные препараты (далее – ЛП), включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛП для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства (далее – РП) РФ от 12.10.2019 № 2406-р (за исключением ЛП, включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утвержденный РП РФ от 06.07.2010 № 1141-р), и не включенные в такой перечень (если в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними НПА допускается включение в предмет одного контракта (договора, лота) ЛП с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями);
– указанные в позиции 433 приложения № 2 ЛП, включенные в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утв. РП РФ № 1141-р, и не включенные в перечень (если в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними НПА допускается включение в предмет одного контракта (договора, лота) ЛП с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) (ПП 1875, п. 4 «е»).
2.9. Ограничение распространяется также на товары, являющиеся предметом финансовой аренды (лизинга) (ПП 1875, п/п 4 «з»).
2.10. Ограничение закупок товаров, указанных в позициях 362 – 432 приложения № 2, применяется при осуществлении закупок товаров, являющихся медизделиями (ПП 1875, п. 4 «п»).
2.11. Ограничение в отношении ЛП, указанных в позиции 433 приложения № 2, применяется при осуществлении закупок ЛП, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП) для медицинского применения, утв. РП РФ от 12.102019 №2406-р (см. https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/citizens/health/drugs/drugs_perechen.html) (ПП 1875, п. 4 «р»).
2.12. При осуществлении в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ закупок товаров, указанных в позициях 195, 197 – 199 и 203 приложения № 2, заявка на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара российского происхождения, являющегося РЭП, не признанной в соответствии с ПП 719 РЭП первого уровня, приравнивается к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке иностранного товара, если на участие в такой закупке подана заявка, признанная соответствующей установленным требованиям и содержащая предложение о поставке товара российского происхождения, признанной РЭП первого уровня (ПП 1875, п. 4 «т»).
2.13. В случае осуществления в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ закупки указанных в позиции 433 приложения № 2 ЛП, включенных в перечень ЖНВЛП для медицинского применения, и не включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утв. РП РФ от 06.07.2010 № 1141-р (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102355/1b55094366afee74efcc862b8754fc01e77da284), в отношении заявки, содержащей предложение о поставке таких ЛП только российского происхождения, помимо предусмотренного ограничения, также применяется предусмотренное п. 1 ПП 1875 преимущество, при котором для цели такого преимущества заявка на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке такого ЛП, происходящего из государств ЕАЭС, в т.ч. из РФ, но не все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций) осуществляются на территориях государств ЕАЭС, приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранного товара, если на участие в закупке подана заявка, признанная соответствующей требованиям и содержащая предложение о поставке ЛП, все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества) осуществляются на территориях государств ЕАЭС (ПП 1875, п. 4 «у»).
Примечание:
При осуществлении закупки товара, указанного в позиции 433 приложения № 2, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС и приглашение принять участие в которой направлено либо контракт (договор) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении которой заключен по 31.08.2025 включительно, положения п/п. 4 «у» ПП 1875 применяются также в отношении ЛП, включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утв. РП РФ № 1141-р (ПП 1875, п. 10 «е»).
2.14. При осуществлении в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ закупки указанных в позиции 433 приложения № 2 ЛП, включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, заявка на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке такого ЛП, происходящего из государств ЕАЭС, в т.ч. из РФ, но не все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций) осуществляются на территориях государств ЕАЭС, приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранного товара, если на участие в закупке подана заявка, признанная соответствующей требованиям и содержащая предложение о поставке ЛП, все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества) осуществляются на территориях государств ЕАЭС (ПП 1875, п. 4 «ф»).
Примечания:
1. Подпункт «ф» вступает в силу с 01.01.2026 (ПП №1326, п. 4).
2. Положения подпункта «ф» в части, касающейся ЛП, включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, применяются при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в НИС и приглашения принять участие в которых направлены либо контракты (договоры) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении которых заключены с 1 сентября 2-го года после года включения ЛП, являющегося объектом (предметом) закупки, в указанный перечень.
2.15. Если при осуществлении в соответствии с законом 44-ФЗ закупки товаров, указанных в позициях 1 – 433 приложения № 2, заказчиком в соответствии с абз. 3 п/п. 7 «а» ПП 1875 задекларировано отсутствие в РРПП такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, а на участие в закупке подана заявка на участие в закупке, признанная по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным требованиям и содержащая предложение о поставке такого товара, включенного в РРПП или евразийский реестр промтоваров, и предусмотренный п/п. 3 «а» или п/п. 3 «б» ПП 1875 номер реестровой записи, то заявка на участие в закупке, содержащая предусмотренное абз. 3 п/п. 3 «з» ПП 1875 указание наименования страны происхождения товара, приравнивается к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке иностранного товара (ПП 1875, п. 4 «ц»).
2.16. Особенности описания объекта закупки – товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, услуги). При описании закупаемого товара, в отношении которого установлены запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения (Закон, ст. 33, ч. 1.1).
Заказчик вправе указать в извещении дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением если при осуществлении закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг), указанного в позициях 25, 26 и 32 приложения № 1, позициях 191 – 361 приложения № 2, применяются предусмотренные запрет, ограничение соответственно (Правила использования КТРУ утв. ПП № 145, п. 5 «а»)
Примечание:
ПП 1875 содержит случаи, при которых установленные им «защитные» меры не применяются. Вместе с тем применение установленной ПП 1875 «защитной» меры условием применения части 1.1 ст. 33 Закона не является. Таким образом, положения части 1.1 статьи 33 Закона применяются при описании товара, в отношении которого ПП 1875 установлены «защитные» меры, вне зависимости от применения либо неприменения соответствующей «защитной» меры при осуществлении закупки такого товара. (Письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697).
2.17 Особенности описания объекта закупки – товара, при осуществлении закупки по закону 44-ФЗ, производство которого на территории РФ отсутствует, из числа указанных в позициях 1 – 433 приложения № 2 (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг):
– декларирование в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) факта отсутствия в РРПП такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика,
– указание в описании объекта закупки характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в РРПП,
– включение в описание объекта закупки копии направленного до начала осуществления закупки в Минпромторг РФ уведомления об отсутствии закупаемого товара в РРПП, которое должно содержать информацию о заказчике (место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона) и о товаре, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в РРПП (наименование товара, код товара по ОКПД 2, код товара по единой ТН ВЭД ЕАЭС, предусмотренной правом ЕАЭС, и характеристики такого товара) (ПП 1875, п. 7 «а»).
2.18. Контракт должен содержать условие о том, что при его исполнении не допускается замена:
– РЭП, признаваемой в соответствии с ПП 719 или правом ЕАЭС РЭП первого уровня, на радиоэлектронную продукцию, не признаваемую РЭП первого уровня (если при осуществлении закупок товаров, указанных в позициях 195, 197 – 199 и 203 приложения № 2, контракт предусматривает поставку РЭП первого уровня);
– ЛП, все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций) осуществляются на территориях государств ЕАЭС, на ЛП, не все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества) осуществляются на территориях государств ЕАЭС (если при осуществлении закупок товара, указанного в позиции 433 приложения № 2, контракт предусматривает поставку ЛП, все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества) осуществляются на территориях государств ЕАЭС) (ПП 1875, п. 7 «б»).
2.19. Особенности определения НМЦК. Для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона запрет, ограничение или преимущество, Правительство РФ устанавливает особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы (далее – НЦЕ) товара, в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг, НЦЕ работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (Закон, ст. 22, ч. 25).
Особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕ товара (в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), НЦЕ работы, услуги при применении в соответствии с Законом метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для осуществления закупки, объект которой включает товары, указанные в поз. 1 – 433 приложения № 2:
– при определении идентичности и однородности таких товаров в соответствии с частями 13 и 14 ст. 22 Закона подлежат учету исключительно товары, происходящие из государств ЕАЭС;
– заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона запрос о предоставлении информации о цене таких товаров не менее чем 3 субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП (см. https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod). Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии – однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов, заключенных заказчиками (ПП 1875, п. 7 «в»).
Примечание:
Особенности, предусмотренные п/п. 7 «в», не применяются при наступлении одного из следующих случаев:
– осуществляется закупка товара, включенного в объект закупки, в отношении которого в соответствии с частями 21 и 22 ст. 22 Закона установлены соответственно особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕ товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕ товара;
– если при осуществлении закупки товара заказчиком в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 6 ПП 1875, не применяется … ограничение;
– осуществляется закупка товара в количестве одной штуки и НМЦК (цена договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 5 тыс. рублей;
– осуществляется закупка товаров, при которой НМЦК (цена договора) или цена контракта, (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 5 тыс. рублей;
– если в РРПП отсутствуют указанные в позициях 1 – 433 приложения № 2 товары с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, отсутствует производство на территории РФ товаров, указанных в позициях 434 – 465 приложения № 2, которые декларируются в обосновании НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕ товара (в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), НЦЕ работы, услуги. В случаях, при которых такое обоснование в соответствии с Законом не составляется, отсутствие производства такого товара на территории РФ декларируется в контракте;
– осуществляется закупка товаров, работ, услуг в случаях, предусмотренных пунктами 1 или 2 ч. 11 ст. 24 Закона (ПП 1875, п. 7 «г»).
3. ОГРАНИЧЕНИЕ ЗАКУПОК НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ
3.1. Предусмотренное абзацем 3 п. 1 ПП 1875 ограничение не применяются при осуществлении закупки в следующих случаях.
3.1.1. В закупке товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг) в целях исполнения контракта (договора), содержащего условие о поставке или использовании такого товара и заключенного с лицом, которое не является заказчиком в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, либо заключенного с лицом, которое относится к числу таких заказчиков и при осуществлении закупки которым не применены в случаях, предусмотренных указанными федеральными законами и ПП 1875, такое ограничение, либо заключенного до 01.01.2025 с лицом, которое относится к числу таких заказчиков (ПП 1875, п/п 4 «и», абз. 2).
3.1.2. Закупке товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг) в целях изготовления, ремонта, модернизации, технического и сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники (их составных частей), изготавливаемых по нормативно-технической документации (или указанных в такой документации), утвержденной (согласованной) в установленном порядке (государственным заказчиком государственного оборонного заказа либо военным представительством МО РФ или иного государственного заказчика, уполномоченным осуществлять деятельность в организации, осуществляющей закупку такого товара) и (или) передаваемой заказчику, осуществляющему закупку такого товара, государственным заказчиком ГОЗ, головным исполнителем поставок продукции по ГОЗ, исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ (в т.ч. для целей выполнения закупаемых работ, услуг). (ПП 1875, п/п 4 «и», абз. 3).
Примечание:
Для целей ПП 1875 под закупками в рамках ГОЗ понимаются закупки товаров (в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), работ, услуг, осуществляемые:
– государственным заказчиком ГОЗ при размещении ГОЗ (в т.ч. для выполнения мероприятий государственных программ РФ, гос. программы вооружения, иных мероприятий в рамках ГОЗ);
– головным исполнителем поставок продукции по ГОЗ, исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ, при выполнении государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 – 3.2 статьи 7.1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе». (ПП 1875, п/п. 4 «ч»).
3.1.3. Закупке товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг), не относящегося к товарам, указанным в позициях 172 – 179, 189, 362 – 378, 383 – 388, 390 – 415, 429 – 433 приложения № 2, в целях исполнения заказчиком в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ обязательств, предусмотренных специальным инвестиционным контрактом, стороной которого является такой заказчик (ПП 1875, п/п 4 «и», абз. 6).
3.1.4. Закупке товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг по изготовлению такого товара по индивидуальному заказу заказчика (ПП 1875, п/п 4 «и», абз. 7).
3.1.5. Закупке, при которой заключается контракт (договор) со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающий поставку товара, произведенного исключительно на создаваемом, модернизируемом, осваиваемом в соответствии с таким контрактом (договором) производстве (ПП 1875, п/п 4 «и», абз. 8).
3.2. Ограничение не применяются при осуществлении в соответствии с законом № 223-ФЗ заказчиками, являющимися аптечными организациями, закупок ЛП и медизделий в целях розничной торговли такими ЛП и медицинскими изделиями (ПП 1875, п/п 4 «к»).
3.3. Ограничение не применяется при осуществлении заказчиками, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный ПП РФ от 20.02.2004 № 96, закупок товаров, извещение об осуществлении которых размещено в ЕИС и приглашение принять участие в которых направлено либо контракт (договор) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении которых заключен до 31.12.2025 включительно (ПП 1875, п/п 10 «м»).
3.4. Ограничение не распространяются на закупки, осуществляемые в соответствии с законом 223-ФЗ отдельными заказчиками, указанными в абз. 2 п/п 4 «л», за исключением закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых:
– в рамках государственного оборонного заказа;
– для функционирования критической информационной инфраструктуры РФ;
– в сфере использования атомной энергии;
– для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ в соответствии с Положением об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики РФ, утвержденным ПП РФ от 15.04.2023 №603 (ПП 1875, п/п 4 «м»).
Примечание:
Абз. 2 п/п. 4 «л»: заказчики, являющиеся хозяйственными обществами, указанными в пунктах 1 – 3 ч. 2 ст. 1 закона 2223-ФЗ, за исключением хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный ПП РФ от 20.02.2004 № 96, а также хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО.
3.5. Предусмотренные ПП 1875 ограничение, а также запреты и преимущество не применяются при осуществлении закупки товара, осуществляемой за пределами РФ у иностранного лица для обеспечения деятельности заказчика за пределами РФ, права владения, пользования и распоряжения которым будут реализовываться таким заказчиком за пределами РФ (ПП 1875, п/п 4 «и», абз. 9).
4. ОГРАНИЧЕНИЕ ЗАКУПОК МОЖЕТ НЕ ПРИМЕНЯТЬСЯ
4.1. Ограничение, предусмотренное пунктом 1 ПП 1875, может не применяться заказчиками при осуществлении закупок товара (товаров):
4.1.1. Закупки товара определенного товарного знака ввиду его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком, за исключением случаев осуществления закупок товара, указанного в позиции 371 приложения № 2 (ПП 1875, п/п. 6 «а»).
4.1.2. Закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (ПП 1875, п/п. 6 «б»).
Примечание:
Положения настоящего подпункта не применяются при осуществлении закупок товаров, указанных в приложении № 2 и являющихся расходными материалами, комплектующими, принадлежностями к медицинским изделиям;
4.1.3. Закупки товаров, указанных в позициях 100 и 101 приложения № 2, в целях обеспечения нужд спорта высших достижений (ПП 1875, п/п. 6 «в»).
4.1.4. Закупки запчастей и деталей к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом, происходящему из иностранного государства (ПП 1875, п/п. 6 «г»).
5. ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ ОГРАНИЧИТЬ (В ПОРЯДКЕ ДИСКУССИИ)
Как указано в пункте 5 ПП 1875, запрет, предусмотренный п. 1, п/п. 4 «ж» ПП 1875, может не применяться заказчиками при наступлении одного из указанных в пункте случаев.
Подпункт «б» этого пункта в редакции, вступившей в силу 19.06.2025, включил в себя ряд товаров, указанных в приложении №2, которые не подпадают под режим запрета (но не потому, что они включены в перечень № 2, а не № 1, а потому, что это оговорено п/п. 5 «б» – комментарий автора):
– отсутствие в РРПП товаров, указанных в позициях 1 – 433 приложения № 2, с характеристиками, соответствующими потребности заказчика,
– отсутствие на территории РФ производства товаров, указанных в поз. 434-465 приложения № 2.
Автор предполагает, что в пункте 5 ПП 1875 в абзаце первом пропущено слово «ограничение»: запрет, ограничение может не применяться заказчиками…
В пользу такого предположения говорит и абз. 3 п/п. 7 «г» ПП 1875: «если при осуществлении закупки товара заказчиком в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего постановления, не применяются запреты, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 и подпунктом «ж» пункта 4 настоящего постановления, ограничение (выделено нами – автор), предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящего постановления».
Однако, дождемся разъяснений Минфина, либо изменений в текст, а до этого не рекомендуем применять п/п. 5 «б» к ограничениям закупок.
Другой проблемным, с точки зрения автора, вопросом может быть п/п 10 «л».
Как указано в п/п. 10 «к» ПП 1875, запрет может не применяться при осуществлении в соответствии с Законом закупок товаров, указанных в позициях 1 – 21, 30, 32, 45 – 47, 49 – 52, 55 – 60, 62, 69 – 86, 88, 92 – 128, 137, 138, 140 – 145 приложения № 1, извещение об осуществлении которых размещено в ЕИС либо договор с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заключен до 01.07.2025.
А в случае неприменения в соответствии с п/п. 10 «к» ПП 1875 запрета при осуществлении закупок соответствующих товаров применяются положения ПП 1875, касающиеся ограничения закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств и указанных в позициях 1 – 433 приложения № 2. (ПП 1875, п/п. 10 «л»).
Можно предположить, что речь идет о лоте, включающем в себя как товары, подпадающие под запрет, так и под ограничение, но в перечне товаров п/п. 10 «к» ПП 1875 присутствуют и товары, которые нельзя объединять с иными: не могут быть включены в предмет одного контракта (договора, лота) «товары, указанные в позициях 17, 139 – 141 приложения № 1 …, и товары, не указанные в таких позициях» (ПП 1875, п/п 4 «г», абз. 9). Еще раз отметим, что срок действия этой нормы – до 01.07.2025.
В ПОРЯДКЕ ВЫВОДОВ: ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА ПО ИСПОЛНЕНИЮ
ТРЕБОВАНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНОЙ МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ЗАКУПОК
1. На этапе подготовки закупки заказчик должен определить, подпадает ли закупаемый товар, работа, услуга под требования национального режима, в том числе – ограничения закупки, для чего в первую очередь определяется соответствующий код ОКПД 2, который позволяет это проверить. Такую проверку можно эффективно произвести в ресурсах Эконом-Эксперт. https://zakupki44fz.ru См. рис. № 3 на примере блокнотов.
Рис. № 3. Проверка объекта закупки на предмет особенностей закупки
2. Полученную информацию заказчик использует при принятии решения о возможности закупки продукции (за исключением закупки у единственного поставщика), формировании лотов закупки, описании объекта закупки и обосновании НМЦК для конкурентной закупки, для получения необходимых разрешений, в целях выбора оптимального варианта закупки.
3. Информация о применении национального режима учитывается и применяется заказчиком в извещении о закупке и прилагаемых электронных документах.
Так, информация об ограничении закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если ограничение установлено в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона в отношении товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемой работы, услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки указывается в извещении о закупке (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 15).
4. В соответствии с требованиями национального режима заказчик рассматривает и оценивает заявки участников и, соответственно, определяет победителя конкурентной процедуры. При этом следует иметь ввиду, что нарушение требований национального режима при рассмотрении заявок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до 30 тыс. рублей.
5. Основным правилом ограничения является правило «второй лишний»: если установлено ограничение закупки, то все заявки, содержащие предложения о поставке иностранной продукции подлежат отклонению, если подана и признана соответствующей заявка, содержащая предложение о поставке продукции российского происхождения.
Так, участник конкурентной закупки в заявке указывает наименование страны происхождения товара, а также информацию и документы, определенные в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона (в случае, если в извещении установлено предусмотренное указанной статьей ограничение).
В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. (Закон, ст. 43, ч. 1, п. 2 «б», п. 5).
6. Требования национального режима накладывают также особенности на процесс исполнения контракта в части замены товара.
- Защитные меры национального режима: ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг
- Защитные меры национального режима: запрет закупок иностранных товаров, работ, услуг
- Защита конкуренции и национальный режим: баланс государственных интересов. Часть 2
- Защита конкуренции и национальный режим: баланс государственных интересов. Часть 1
- Обоснование начальной (максимальной) цены договора в закупках по закону № 223-ФЗ. Часть 2
- Обоснование начальной (максимальной) цены договора в закупках по закону № 223-ФЗ. Часть 1