Защитные меры национального режима в ряде случаев не применяются, и российская продукция на равных условиях конкурирует с иностранной
Все потенциальные участники закупок в зависимости от страны аккредитации относятся к российским (в том числе – ЕАЭС) или иностранным. Российские товары (ЕАЭС в том числе), включенные в перечни № 1 и № 2, а также не включенные в указанные перечни в процессе конкурентных закупочных процедур имеют конкурентные преимущества перед иностранными: запрет, ограничение, преимущество соответственно. Выполняемые, оказываемые российскими лицами (ЕАЭС в том числе) работы и услуги, включенные в перечни № 1 и № 2, в процессе конкурентных закупочных процедур имеют конкурентные преимущества перед иностранными исполнителями, подрядчиками: запрет, ограничение соответственно.
Рассмотрим эти исключения: случаи, в которых защитные меры не применяются, и обеспечение конкуренции в закупках осуществляется без учета национальной принадлежности продукции.
Защитные меры в закупках не применяются в следующих случаях, сгруппированных в статье в три группы:
Одна группа – десять императивных норм:
1. Запрет, ограничение и преимущество не применяются в особых типах закупок.
Две группы, включающие двадцать шесть диспозитивных норм:
2. Запрет закупок может не применяться.
3. Ограничение закупок может не применяться.
Таким образом в 36 правовых конструкциях не применяются (или могут не применяться) защитные меры национального режима, предусмотренные ПП 1875, в результате чего российские, а также стран ЕАЭС товары, работы, услуги, в конкурентных процедурах конкурирует с иностранной продукцией.
1. Защитные меры не применяются в особых типах закупок
Закупка товаров. Запрет, ограничение и преимущество не применяются при осуществлении закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг) в особых типах закупок, а следовательно, российская продукция конкурирует на равных условиях с иностранной:
1.1. В государственном оборонном заказе (далее – ГОЗ) – в целях изготовления, ремонта, модернизации, технического и сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники (их составных частей), изготавливаемых по нормативно-технической документации (или указанных в такой документации), утвержденной (согласованной) в установленном порядке (государственным заказчиком ГОЗ либо военным представительством МО РФ или иного государственного заказчика, уполномоченным осуществлять деятельность в организации, осуществляющей закупку такого товара) и (или) передаваемой заказчику, осуществляющему закупку такого товара, государственным заказчиком ГОЗ, головным исполнителем поставок продукции по ГОЗ, исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ (в т.ч. для целей выполнения закупаемых работ, услуг) (ПП 1875, п/п 4 «и», абз. 3).
Примечание:
Для целей ПП 1875 под закупками в рамках ГОЗ понимаются закупки товаров (в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), работ, услуг, осуществляемые:
а) государственным заказчиком ГОЗ при размещении ГОЗ (в т.ч. для выполнения мероприятий государственных программ РФ, гос. программы вооружения, иных мероприятий в рамках ГОЗ);
б) головным исполнителем поставок продукции по ГОЗ, исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ, при выполнении государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 – 3.2 статьи 7.1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе». (ПП 1875, п/п. 4 «ч»).
1.2. В целях исполнения контракта с лицом, не являющимся заказчиком по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. В целях исполнения контракта (договора), содержащего условие о поставке или использовании такого товара и заключенного с лицом, которое не является заказчиком в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, либо заключенного с лицом, которое относится к числу таких заказчиков и при осуществлении закупки которым не применены в случаях, предусмотренных указанными федеральными законами и ПП 1875, такое ограничение, либо заключенного до 01.01.2025 с лицом, которое относится к числу таких заказчиков (ПП 1875, п/п 4 «и», абз. 2).
1.3. В закупках товара по индивидуальному заказу. Запрет, ограничение, преимущество не применяются в закупке товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг по изготовлению такого товара по индивидуальному заказу заказчика (ПП 1875, п/п 4 «и», абз. 7).
1.4. В специальном инвестиционном контракте. Не применяются в закупке товара, не относящегося к товарам, указанным в позициях 172 – 179, 189, 362 – 378, 383 – 388, 390 – 415, 429 – 433 приложения № 2, в целях исполнения заказчиком в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ обязательств, предусмотренных специальным инвестиционным контрактом, стороной которого является такой заказчик (ПП 1875, п/п 4 «и», абз. 6).
1.5. По контракту со встречными инвестиционными обязательствами. При осуществлении закупки, при которой заключается контракт (договор) со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающий поставку товара, произведенного исключительно на создаваемом, модернизируемом, осваиваемом в соответствии с таким контрактом (договором) производстве (ПП 1875, п/п 4 «и», абз. 8).
1.6. В закупках организациями оборонно-промышленного комплекса. Не применяется предусмотренные п. 1, п/п 4 «ж» ПП 1875 запреты закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), указанных в позициях 11 – 18, 20 – 22, 24 – 26, 30 – 35, 42, 45 – 47, 49, 51 – 62, 69 – 88, 92 – 128, 133 – 136, 139 – 142 приложения № 1, а также товаров, не указанных в приложении № 1, ограничение и преимущество при осуществлении заказчиками, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный ПП РФ от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса», закупок товаров, извещение об осуществлении которых размещено в ЕИС и приглашение принять участие в которых направлено либо контракт (договор) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении которых заключен до 31.12.2025 г. включительно, (ПП 1875, п/п. 10 «м»).
Закупка товаров, работ, услуг. Запрет, ограничение и преимущество не применяются при осуществлении закупки товаров, работ, услуг в особых типах закупок:
1.7. По закону № 223-ФЗ. Запрет, ограничение, преимущество не распространяются на закупки, осуществляемые в соответствии с законом 223-ФЗ отдельными заказчиками, указанными в абз. 2 п/п. 4 «л», за исключением закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых:
– в рамках государственного оборонного заказа;
– для функционирования критической информационной инфраструктуры РФ;
– в сфере использования атомной энергии;
– для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ в соответствии с Положением об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета…, утвержденным ПП РФ от 15.04.2023 № 603. (ПП 1875, п. 4 «м»).
Примечание. Абз. 2 п/п. 4 «л»: заказчики, являющиеся хозяйственными обществами, указанными в пунктах 1 – 3 ч. 2 ст. 1 закона 223-ФЗ, за исключением хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный ПП РФ от 20.02.2004 № 96, а также хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО.
1.8. В закупках силовыми структурами. Положения статьи 14 Закона (в т.ч. запрет, ограничение, преимущество) не применяются в части закупок силовыми структурами: при осуществлении закупок товаров, работ, услуг органами СВР РФ, ФСБ РФ для обеспечения безопасности государства, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг ФСО для реализации мер по осуществлению государственной охраны, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг войсками национальной гвардии РФ для выполнения задач по участию войск нацгвардии РФ в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также для выполнения по решению Президента РФ задач по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов субъектов) и иных лиц. (Закон, ст. 14, ч. 9).
1.9. В закупках заказчиками, работающими за пределами РФ.
Запрет, ограничение и преимущество не применяется в закупках товаров, осуществляемых за пределами Российской Федерации у иностранных лиц для обеспечения деятельности заказчика за пределами РФ, права владения, пользования и распоряжения которым будут реализовываться таким заказчиком за пределами РФ (ПП 1875, п/п. 4 «и»).
Закупка лекарственных препаратов и программного обеспечения с гостайной
1.9. Закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий без преференций (запрет, ограничение, преимущество не применяются)
Запрет, ограничение и преимущество не применяются при осуществлении закупок лекарственных препаратов (далее – ЛП) и медизделий в соответствии с законом 223-ФЗ заказчиками, являющимися аптечными организациями, в целях розничной торговли такими ЛП и медизделиями (ПП 1875, п. 4 «к»).
В остальных случаях при закупках ЛП для медицинского применения применяются или ограничение или преимущество.
Примечания по применению ограничения и преимущества в закупках ЛП, предусмотренных подпунктами 4 «р» и 4 «у» ПП 1875:
1. Преимущество в закупках ЛП не применяется в случае осуществления в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ закупки указанных в позиции 433 приложения № 2 лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛП (далее – ЖНВЛП) для медицинского применения, утв. ПП РФ от 12.10.2019 № 2406-р, и не включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утв. РП РФ от 06.07.2010 № 1141-р (далее – Перечень), в отношении заявки, содержащей предложение о поставке таких ЛП только российского происхождения, помимо ограничения, также применяется преимущество, при котором для цели такого преимущества заявка на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке такого ЛП, происходящего из ЕАЭС, в том числе из РФ, но не все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций) осуществляются на территориях государств ЕАЭС, приравнивается к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке иностранного товара, если на участие в такой закупке подана заявка, признанная соответствующей установленным требованиям и содержащая предложение о поставке ЛП, все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества) осуществляются на территориях государств ЕАЭС (ПП 1875, п/п. 4 «у»).
Минпромторг разъяснил: преимущество для российских препаратов не работает, если закупаются ЛП, не входящие в перечень ЖНВЛП. Поскольку преимущество применяется только, если объект (предмет) закупки включает хотя бы один товар, не указанный в приложении № 1 и приложении № 2, а приложение № 2 содержит позицию «Препараты лекарственные», отсюда – преимущество не распространяется на ЛП, не включенные в перечень ЖНВЛП, классифицируемые кодами по ОКПД 2 21.10.51, 21.20.1, 21.20.21, 21.20.23 (Письмо Минпромторга России от 09.07.2025 № ПГ-19-6441).
Как отметим Минфин РФ, на основании п/п. 10 «е» ПП 1875 при осуществлении закупки ЛП, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС либо контракт (договор) с единственным поставщиком заключен по 31.12.2025, положения п/п. 4 «у» ПП 1875 применяются также в отношении ЛП, включенных в Перечень (Письмо Минфина от 18.03.2025 № 24-06-06/26585).
2. Ограничение в закупках ЛП не применяется, только преимущество. Как указано в п/п. 4 «р» ограничение в отношении ЛП, указанных в позиции 433 приложения № 2, применяется при осуществлении закупок ЛП, включенных в перечень ЖНВЛП для медицинского применения, утв. РП РФ от 12.10.2019 № 2406-р. Отсюда следует, что ограничение в отношении ЛП, указанных в позиции 433 приложения № 2, не применяется при осуществлении закупок ЛП, не включенных в перечень ЖНВЛП для медицинского применения, утвержденный РП РФ от 12.10.2019 № 2406-р (ПП 1875, п/п. 4 «р).
Как разъяснил п/п. 4 «р» ПП 1875 Минифин РФ, ограничение в отношении ЛП, указанных в позиции 433 приложения № 2, применяется при осуществлении закупок ЛП, включенных в перечень ЖНВЛП для медицинского применения, утвержденный РП РФ от 12.10.2019 № 2406-р (далее – Перечень).
Учитывая изложенное, при осуществлении закупок ЛП, не включенных в Перечень, ограничение не применяется, в связи с чем при закупке таких ЛП применяется преимущество. (Письма Минфина от 25.07.2025 № 24-06-06/72389, № 24-06-06/72099; письмо ФАС от 11.08.2025 № ДФ/75357/25).
3. Не допускается замена ЛП.
Контракт должен содержать условие о том, что при его исполнении не допускается замена ЛП, все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций) осуществляются на территориях государств ЕАЭС, на ЛП, не все стадии производства которого (в том числе синтез молекулы действующего вещества) осуществляются на территориях государств ЕАЭС (если контракт предусматривает поставку ЛП, все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества) осуществляются в ЕАЭС) (ПП 1875, п/п. 7 «б»).
Примечание: аналогичное требование предусмотрено так же для контракта на закупку радиоэлектронной продукции (далее – РЭП) (замена РЭП первого уровня, на РЭП второго, если контракт предусматривает поставку РЭП первого уровня).
1.10. Защитные меры не применяются в закупках программного обеспечения с гостайной
Запрет закупок программного обеспечения (далее – ПО), указанного в поз. 146 приложения № 1 не применяется при осуществлении закупок ПО, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну (ПП 1875, п/п 4 «о»).
Примечание: в соответствии с п. 2 ч. 11 ст. 24 Закона относится к закрытой закупке.
2. Запрет закупок может не применяться, а следовательно, российская продукция может конкурировать на равных условиях с иностранной
Запрет, предусмотренный п. 1, п. 4 «ж» ПП 1875, может не применяться заказчиками при наступлении одного из следующих 22 случаев:
2.1. Отсутствие на территории РФ производства товара, являющегося объектом (предметом) закупки и указанного в позициях 1 – 145 приложения № 1, которое подтверждается разрешением на закупку происходящего из иностранного государства товара, являющегося промышленной продукцией, которое выдается в порядке, установленном Минпромторгом РФ, заказчику до начала осуществления закупки по его обращению, содержащему в т.ч. указание на характеристики такого товара, потребность в котором имеется у заказчика. При этом в случае осуществления закупки в соответствии с Законом характеристики указываются в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) (включая при необходимости дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 Правил использования КТРУ, утвержденных ПП РФ от 08.02.2017 № 145), за исключением случаев отсутствия в КТРУ позиции, соответствующей потребностям заказчика, или отсутствия характеристик товара в позиции каталога, при которых характеристики товара, потребность в котором имеется у заказчика, указываются в обращении в соответствии с положениями ст. 33 Закона. (ПП 1875, п/п. 5 «а»).
Примечание: п. 5 Правил использования КТРУ.
Заказчик вправе указать в извещении дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства, в т.ч. функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) если при осуществлении закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг), указанного в позициях 25, 26 и 32 приложения № 1, позициях 191 – 361 приложения № 2, применяются предусмотренные пунктом 1 запрет, ограничение соответственно;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона.
2.2. Отсутствие на территории РФ российских граждан, российских юридических лиц, осуществляющих оказание услуг, указанных в позициях 147 – 151 приложения № 1, отсутствие в РРПП* …, отсутствие на территории РФ производства товаров, не указанных в приложениях № 1*, отсутствие на территории РФ российских граждан, российских юридических лиц, осуществляющих выполнение работ, оказание услуг, не указанных в приложениях № 1*, при осуществлении в соответствии с Законом закупок таких товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), работ, услуг заказчиком из числа заказчиков, предусмотренных п/п. 5 «а» ч. 11 ст. 24 Закона, или при осуществлении в рамках ГОЗ в соответствии с Законом и законом 223-ФЗ закупок таких товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), работ, услуг иными заказчиками. Такое отсутствие декларируется заказчиком самостоятельно в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, в заключаемом с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракте (договоре) (ПП 1875, п/п. 5 «б»).
______________
* В порядке комментария. Кроме того, как указано в п/п. 5 «б», запрет, предусмотренный п. 1, п/п. 4 «ж» ПП 1875, может не применяться заказчиками в случаях отсутствия в РРПП товаров, указанных в поз. 1 – 433 приложения № 2, с характеристиками, соответствующими потребности заказчика,
а также отсутствия на территории РФ:
– производства товаров, указанных в поз. 434 – 465 приложения № 2;
– производства товаров, не указанных в прил. № 2;
– российских граждан (юридических лиц), осуществляющих выполнение работ, оказание услуг, не указанных в прил. № 2 (п/п. 5 «б»).
Примечание:
Автор предполагает, что в п/п. 5 «б» имеет место техническая ошибка, и он распространяется также на ограничение закупки.
2.3. Осуществляется закупка указанного в позициях 1 – 145 приложения № 1 товара в целях исполнения контракта (договора), предусматривающего с учетом разрешения, полученного в соответствии с подпунктом 5 «а» ПП 1875 , поставку такого товара, происходящего из иностранного государства. (ПП 1875, п/п. 5 «в»).
2.4. В соответствии с законом 223-ФЗ осуществляется закупка товара за пределами РФ с учетом согласований, предусмотренных п. 2 ч. 7 ст. 3 1, частью 4 ст. 3 1-1 закона 223-ФЗ (ПП 1875, п/п. 5 «г»).
2.5. Лизингодателем осуществляется закупка предмета лизинга, происходящего из иностранного государства, если такой предмет лизинга определен в соответствии с договором лизинга лизингополучателем, который не является заказчиком в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, либо лизингополучателем, который относится к числу таких заказчиков и при осуществлении закупки которым не применен в случаях, предусмотренных ПП 1875, такой запрет. (ПП 1875, п/п. 5 «д»).
2.6. При осуществлении закупки ПО, указанного в поз. 146 приложения № 1, – отсутствие в реестре российского ПО и реестре евразийского программного обеспечения по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика, заключения контракта (договора) с единственным поставщиком, сведений о программном обеспечении, соответствующем тому же классу ПО, что и программное обеспечение, являющееся объектом (предметом) закупки. В этом случае в описание объекта (предмета) закупки включается обоснование неприменения запрета, предусмотренного п. 1, содержащее:
указание на настоящий подпункт;
класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать ПО, являющееся объектом (предметом) закупки;
требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом (предметом) закупки, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать такое ПО. (ПП 1875, п/п. 5 «е»).
2.7. При осуществлении закупки ПО, указанного в поз. 146 приложения № 1, ПО, сведения о котором по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика, заключения контракта (договора) с единственным поставщиком, включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу ПО, что и программное обеспечение, являющееся объектом (предметом) закупки, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к ПО, являющемуся объектом (предметом) закупки. В этом случае в описание объекта (предмета) закупки включается обоснование неприменения запрета, предусмотренного п. 1 ПП 1875, содержащее, помимо информации, предусмотренной абз. 3 и 4 п/п. 5 «е» (см. раздел 2.6), указание на настоящий подпункт, а также функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в т.ч. их значения), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению по каждому ПО (с указанием названия ПО), сведения о котором включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и ПО, являющееся объектом (предметом) закупки.
Внимание!
Положения настоящего подпункта не применяются при осуществлении в соответствии с Законом закупок ПО, включенного в перечень, утвержденный РП РФ от 07.02.2024 № 270-р, заказчиками из числа лиц, включенных в перечни, утвержденные указанным распоряжением. (ПП 1875, п/п. 5 «ж»).
2.8. Осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам и ПО, указанным в поз. 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 300 тыс. рублей; (ПП 1875, п/п. 5 «з»).
2.9. Осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам и ПО, указанным в поз. 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1, в одном из следующих случаев:
2.9.1) НМЦК (договора), максимальное значение цены контракта (договора) или цена контракта, (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей;
2.9.2) ни одна из использованных при определении НМЦК (договора) или цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей и при этом произведение каждой цены единицы товара на количество такого товара не превышает 1 млн. рублей (ПП 1875, п/п. 5 «и»).
2.10. Осуществляется закупка товаров, указанных в поз. 35 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 3 тыс. рублей; (ПП 1875, п. 5 «к»).
Примечание:
35. Подшипники шариковые или роликовые 28.15.10
2.11. Осуществляется закупка товаров, указанных в позиции 35 приложения № 1, при которой НМЦК (договора), максимальное значение цены контракта (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 30 тыс. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 3 тыс. рублей. (ПП 1875, п/п. 5 «л»).
2.12. Осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам и ПО, указанным в позициях 23, 24, 44 – 47, 71 – 77, 79 – 88, 95 – 118 и 146 приложения № 1, определенного товарного знака ввиду его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком. (ПП 1875, п/п. 5 «м»).
2.13. Осуществляется закупка в целях оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации ЧС, в целях проведения СВО, мобилизационной подготовки, мобилизации, осуществления деятельности на территории, на которой введено военное положение. (ПП 1875, п/п. 5 «н»).
2.14. ФСО РФ, СВР РФ, органами внешней разведки МО РФ, МВД РФ, ФС войск национальной гвардии РФ и подведомственными им организациями осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам, указанным в позициях 1 – 7, 63 – 73, 92 – 94 и 99 приложения № 1. При этом запрет может также не применяться указанными органами и подведомственными им организациями, если осуществляется закупка товара, указанного в позициях 63 – 67 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 2 млн. рублей; (ПП 1875, п/п. 5 «о»).
2.15. ФСО РФ осуществляется закупка в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны (ПП 1875, п/п. 5 «п»).
2.16. МВД РФ осуществляется закупка транспортных средств для обеспечения безопасности объектов госохраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий (ПП 1875, п/п. 5 «р»).
2.17. ФСИН осуществляется закупка транспортных средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий (ПП 1875, п/п. 5 «с»).
2.18. ГУ специальных программ Президента РФ и подведомственными ему организациями осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам, указанным в поз. 1 – 7, 63 – 73 и 99 приложения № 1. При этом запрет может также не применяться ГУ специальных программ Президента РФ и подведомственными ему организациями, если осуществляется закупка товара, указанного в поз. 63 – 67 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), не превышает 2 млн. рублей. (ПП 1875, п/п. 5 «т»).
2.19. Управлением делами Президента РФ и подведомственными ему организациями осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам, указанным в поз. 3 – 7, 63 – 73, 92 – 94 и 99 приложения № 1. При этом запрет может также не применяться Управлением делами Президента РФ и подведомственными ему организациями, если осуществляется закупка товара, указанного в поз. 63 – 67 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 2 млн. рублей (ПП 1875, п/п. 5 «у»).
2.20. Осуществляется закупка товаров из числа запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемых заказчиками, предусмотренными подпунктом 5 «а» ч. 11 ст. 24 Закона, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (ПП 1875, п/п. 5 «ф»).
2.21. Запрет, предусмотренный п. 1 ПП 1875, может не применяться при осуществлении в соответствии с законом 223-ФЗ закупок товаров, указанных в поз. 1 – 21, 30, 32, 45 – 47, 49 – 52, 55 – 60, 62, 69 – 86, 88, 92 – 128, 137, 138, 140 – 145 приложения № 1, извещение об осуществлении которых размещено в ЕИС и приглашение принять участие в которых направлено либо договор с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) при осуществлении которых заключен до 01.07.2025 (ПП 1875, п/п. 10 «к»).
Примечание:
В случае неприменения в соответствии с п/п. 10 «к» ПП 1875 запрета при осуществлении закупок соответствующих товаров применяются положения ПП 1875, касающиеся ограничения закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств и указанных в позициях 1 – 433 приложения № 2. (ПП 1875, п/п. 10 «л»).
3. Ограничение закупок может не применяться, а следовательно, российская продукция может конкурировать на равных условиях с иностранной
Ограничение, предусмотренное пунктом 1 ПП 1875, может не применяться заказчиками при осуществлении закупок товара (товаров):
3.1) закупок определенного товарного знака ввиду его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком, за исключением случаев осуществления закупок товара, указанного в позиции 371 приложения № 2 (ПП 1875, п/п. 6 «а»);
3.2) закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (ПП 1875, п/п. 6 «б»).
Примечание:
Положения настоящего подпункта не применяются при осуществлении закупок товаров, указанных в приложении № 2 и являющихся расходными материалами, комплектующими, принадлежностями к медицинским изделиям;
3.3) закупки товаров, указанных в позициях 100 и 101 приложения № 2, в целях обеспечения нужд спорта высших достижений (ПП 1875, п/п. 6 «в»);
3.4) закупки запчастей и деталей к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом, происходящему из иностранного государства (ПП 1875, п/п. 6 «г»).
4. Применение защитных мер и исключений из них в смешанных закупках
Если в смешанной закупке (лот, содержащий несколько видов продукции) присутствует товар (работа, услуга), подпадающая под запрет, отклоняется вся заявка, содержащая иностранную продукцию, а если – подпадающая под ограничение, отклоняется вся заявка, содержащая иностранную продукцию, но при условии, если имеется заявка с российской. Если в смешанной закупке присутствует товар, подпадающий под преимущество и преимущество, применяется, оно (15%) действует на всю заявку.
В ряде особых типов закупок (см. разд. 1) защитные меры не применяются в полном объеме (запрет, ограничение, преимущество), и не «привязаны» к конкретным товарам, за исключением ЛП и ПО, а также случаев, указанных в п/п. 10 «м», п/п 4 «и», абз. 6.
В отдельных случаях запрет, предусмотренный пунктом 1, п/п. 4 «ж» ПП 1875, может не применяться заказчиками при наступлении одного из случаев, указанных в п. 5 ПП 1875.
Наступление такого случая влечет исключительно возможность неприменения указанных запретов, в связи с чем если при осуществлении такой закупки не применяется запрет и при этом закупается товар:
– указанный в приложении № 2, то при осуществлении такой закупки применяется ограничение;
– не указанный в перечне № 2, то при осуществлении такой закупки применяется преимущество;
– как указанный в перечне № 2, так и товар, не указанный в перечне № 2, то при осуществлении такой закупки применяются ограничение (в отношении товара, указанного в перечне № 2) и преимущество (в отношении товара, не указанного в перечне № 2). (Из письма Минфина – ответ на вопрос, август 2025, б/№).
Учитывая изложенное, неприменение запрета при осуществлении закупки товаров, указанных в приложении № 1 к Постановлению № 1875, не является основанием для неприменения в отношении таких товаров ограничения или преимущества в отдельных случаях.
Аналогично, если в закупке содержится продукция, подпадающая под перечень № 2 и не указанная в перечнях № 1 и № 2, и действует исключение, предусмотренное п. 6 ПП 1875, при котором ограничение может не применяться заказчиками при осуществлении закупок товара (товаров), применяется преимущество к товарам, не указанным в перечнях № 1 и № 2.
В порядке вывода:
ПП 1875 устанавливает запрет на осуществление закупок иностранных товаров, работ, услуг, оказываемых иностранными лицами в отношении:
продукции, указанной в приложении № 1 (пункт 1);
товаров, закупаемых в рамках ГОЗ (пункт 1) за исключением абз. 3 п/п 4 «и»;
товаров, не указанных в приложении № 1, заказчиками из числа п/п. 5 «а» ч. 11 ст. 24 Закона (п/п. 4 «ж»).
В ряде особых типов закупок, в том числе в закупках товара по индивидуальному заказу, указанных в разделе 1 статьи, защитные меры не применяются в полном объеме (запрет, ограничение, преимущество) и, как правило, не «привязаны» к конкретным товарам.
Запрет также может не применяться заказчиками при наступлении одного из случаев, указанных в п. 5 ПП 1875.
ПП 1875 устанавливает ограничение на закупку иностранных товаров, работ, услуг, оказываемых иностранными лицами (прил. № 2). При этом ограничение может не применяться в некоторых случаях, установленных п. 6 ПП 1875.
В 36 правовых конструкциях, предусмотренных ПП 1875, закупки российской продукции (товаров, работ, услуг), а также стран ЕАЭС не имеют (могут не иметь) защитных мер национального режима (запрет, ограничение, преимущество) и на равных условиях конкурируют в конкурентных закупочных процедурах с иностранной продукцией.
Одна третья часть конструкций – императивные правовые нормы, две третьих – диспозитивные, то есть заказчики вправе применять или не применять защитные меры национального режима и таким образом устанавливать разные режимы конкуренции российской продукции с иностранной.
При этом в смешанных лотах может быть случаи, когда применяется запрет или не применяется запрет, но действует ограничение. В этом случае конкуренция отечественных и иностранных товаров исключается. Если не применяются запрет и ограничение, но применяется преимущество – действует ограниченная конкуренция. И только, когда в закупке не применяется ни одна защитная мера, – действует неограниченная, свободная конкуренция российской и иностранной продукции.