Запрет на иностранное программное обеспечение по постановлению № 1478: что нужно знать

Особенности применения норм Указа Президента РФ от 30.03.2022 № 166[1] и Постановления Правительства РФ № 1478 от 22.08.2022[2].

С 30.03.2022  действует Указ Президента Российской Федерации № 166, который установил запрет на приобретение иностранного программного обеспечения и сопутствующих услуг для заказчиков по Закону № 223-ФЗ, за исключением заказчиков с муниципальным участием, следовательно, для заказчиков с федеральным и региональным участием данный запрет является обязательным.

Во исполнение названного указа было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1478 от 22.08.2022, действующее начиная с 26.08.2022.  Постановлением № 1478 утверждены:

– требования к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

– правила согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах;

– правила перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Порядок применения Указа № 166 и Постановления № 1478 вызывает много вопросов. В данной статье мы ответим на некоторые из них.

С какого числа действует запрет на приобретение иностранного программного обеспечения в рамках Закона № 223-ФЗ?

В соответствии с нормами пп. «а» п. 1 Указа № 166 с 31.03.2022 без согласования возможности осуществления закупок с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по общему правилу, заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не могут осуществлять закупки:

– иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования на принадлежащих им значимых объектах[3] критической информационной инфраструктуры Российской Федерации[4];

– в том числе закупки услуг, необходимых для использования указанного программного обеспечения на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Каких заказчиков не коснулся запрет, установленный Указом № 166?

Организации с муниципальным участием, которые являются заказчиками по Закону № 223-ФЗ, не попали под запрет на приобретение иностранного программного обеспечения и сопутствующих услуг (пп. «а» п. 1 Указа № 166). 

С какими органами заказчикам нужно согласовывать закупку иностранного программного обеспечения?

В зависимости от сферы деятельности в целях согласования возможности приобретения иностранного программного обеспечения заказчики обращаются в соответствующие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (пп. «а» п. 2 Постановления № 1478): 

Сфера (область) деятельности

Уполномоченный орган

Здравоохранение

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Наука

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Транспорт

Министерство транспорта Российской Федерации

Связь

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Банки

Министерство финансов Российской Федерации

Финансовый рынок

Энергетика

Министерство энергетики Российской Федерации

Топливно-энергетический комплекс

Горнодобывающая, металлургическая, ракетно-космическая, оборонная, химическая промышленность

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Атомная энергия

Какой орган обеспечивает контроль за реализацией норм Постановления № 1478?

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением норм Постановления № 1478, является:

– Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Минцифры России) (пп. «в» п. 2 Постановления № 1478).

Какие требования закреплены нормами Постановления № 1478 к программному обеспечению, используемому заказчиками, работающими по Закону № 223-ФЗ?

Программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемое заказчиками, осуществляющими закупки по Закону № 223-ФЗ, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, должно быть включено:

–  в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

– или в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (п. 1 Требований к программному обеспечению[5], утв. Постановлением № 1478).

В каком порядке происходит согласование закупки иностранного программного обеспечения?

1-й шаг. Направление заявки о согласовании закупки в уполномоченный орган.

Заказчик направляет в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в п. 3 настоящей статьи, заявку, содержащую сведения и информацию о такой закупке (п. 2 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478). 

ВАЖНО! ЕСЛИ заказчик планирует реализовать закупку иностранного программного обеспечения, ТО заявка составляется в соответствии с нормами п. 3 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478 (п. 2-3 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478[6]). 

ВАЖНО! Если заказчик планирует реализовать закупку необходимых услуг или закупки иностранного программного обеспечения и необходимых услуг, ТО заявка составляется в соответствии с нормами п. 4 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478 (п. 2 и п. 4 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478). 

 2-й шаг. Принятие решения уполномоченным органом в отношении заявки.

Уполномоченный орган при поступлении заявки (п. 5 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478):

1) Рассматривает заявку в течение 5 рабочих дней со дня ее представления.

2) Направляет заказчику в течение 1 рабочего дня со дня окончания рассмотрения заявки уведомление о соответствии или о несоответствии заявки требованиям п. 3 или п. 4 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478. 

ВАЖНО! Одновременно с уведомлением о несоответствии заявки указанным выше требованиям заказчику направляется отказ в дальнейшем рассмотрении заявки. 

3) По результатам рассмотрения заявки принимает в течение 8 рабочих дней со дня направления заказчику уведомления о соответствии заявки указанным выше требованиям:

– решение о согласовании закупки,

– либо решение об отказе в согласовании закупки,

– либо о необходимости рассмотрения такой закупки в соответствии с п. 8 и п. 9 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478 (когда НМЦД равна или превышает 100 млн. руб.).

3-й шаг. Получение заказчиком решения уполномоченного органа.

Решение, принятое уполномоченным органом, направляется заказчику в течение 3 рабочих дней со дня его принятия (п. 7 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).

ВАЖНО! В случае несогласия заказчика с решением уполномоченного органа об отказе в согласовании закупки заказчик вправе обжаловать такое решение в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).

ВАЖНО! Решение уполномоченного органа о согласовании закупки действительно для закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг, реализуемой заказчиком в соответствии с представленной заказчиком в уполномоченный орган заявкой (п. 13 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).

4-й шаг. Уведомление Минцифры России о закупке иностранного программного обеспечения.

Заказчик (за исключением заказчиков, владеющих значимыми объектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, функционирующими в сфере связи) в течение 10 рабочих дней со дня получения решения уполномоченного органа о согласовании закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг направляет сведения о согласовании такой закупки уполномоченным органом в Минцифры России (п. 14 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).

Как происходит согласование закупки иностранного программного обеспечения при НМЦД равной или свыше 100 млн. руб.?

1-я особенность. Заявка с НМЦД равной или свыше 100 млн. руб. – подлежит рассмотрению комиссией, формируемой при Минцифры России (п. 8 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).

В указанную комиссию включаются из представителей:

– уполномоченных органов;

– иных федеральных органов исполнительной власти;

– организаций (п. 8 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).

2-я особенность. В целях рассмотрения заявки на заседании комиссии уполномоченный орган направляет в Минцифры России в течение 8 рабочих дней – одновременно с такой заявкой проект своего решения.

3-я особенность. Заявка подлежит рассмотрению комиссией в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления (п. 9 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478). 

По итогам рассмотрения комиссией принимается (п. 9 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478):

– решение об одобрении закупки;

– либо решение об отказе в одобрении закупки с указанием причин отказа.

ВАЖНО! Решение комиссии оформляется протоколом, который в течение 3 рабочих дней направляется в уполномоченный орган (п. 9 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).

ВАЖНО! Решение о согласовании закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг с НМЦД равной или свыше 100 млн. руб., принимает уполномоченный орган, руководствуясь решением комиссии об одобрении в течение 3 рабочих дней со дня направления комиссией такого решения (п. 11 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).

4-я особенность. Основания для принятия решение комиссией об отказе в одобрении сделки принимается в соответствии с нормами п.10 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478 (п. 9-10 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).

ВАЖНО! В случае устранения причин, послуживших основанием для принятия комиссией решения об отказе в одобрении закупки или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании закупки, ЗАКАЗЧИК ВПРАВЕ НАПРАВИТЬ ПОВТОРНУЮ ЗАЯВКУ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН (п. 12 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).

В каком заказчики порядке должны перейти на использование российского программного обеспечения?

С 01.01.2025 заказчикам ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры (пп. «б» п. 1 Указа № 166).

ВАЖНО! До 26.10.2022 соответствующий уполномоченный орган утверждает отраслевой план мероприятий по обеспечению готовности заказчиков к преимущественному использованию российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, включающий целевые показатели, сроки перехода заказчиков на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (с разбивкой по классам программного обеспечения), и при необходимости перечень мероприятий в области организационного и нормативного обеспечения процесса указанного перехода (п. 2 Правил перехода, утв. Постановлением № 1478[7]).

Вначале заказчики проводят анализ соответствия используемого на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации программного обеспечения требованиям к программному обеспечению, утв. Постановлением № 1478 (пп. «а» п. 3 Правил перехода, утв. Постановлением № 1478).

В соответствии с проведенным анализом  заказчики в течение 2 месяцев со дня утверждения Постановления № 1478 разрабатывают и утверждают план перехода на преимущественное использование на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (далее – план перехода), составленный на период до 1 января 2025 г. (с разбивкой по годам) (пп. «б» п. 3 Правил перехода, утв. Постановлением № 1478). 

В течение 10 рабочих дней со дня утверждения плана перехода заказчики направляют его копию в Минцифры России и в соответствующий уполномоченный орган (пп. «в» п. 3 Правил перехода, утв. Постановлением № 1478). 

[1] Указ Президента РФ от 30.03.2022 №166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» – далее по тексту – Указ № 166.

[2] Постановление Правительства РФ от 22.08.2022 №1478 «Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» – далее по тексту – Постановление № 1478.

[3] Значимый объект критической информационной инфраструктуры – объект критической информационной инфраструктуры, которому присвоена одна из категорий значимости и который включен в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»).

[4] Критическая информационная инфраструктура – объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»).

[5] Требования к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации – далее по тексту – Требования к программному обеспечению, утв. Постановлением № 1478.

[6] Правила согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах – далее по тексту – Правила согласования, утв. Постановлением № 1478.

[7] Правила перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации – далее по тексту – Правила перехода, утв. Постановлением № 1478.


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге


Уголовная ответственность в закупках


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *