Защитные меры национального режима при осуществлении закупок
Защитные меры национального режима при осуществлении закупок – это система мер, включающая в себя правила и ограничения, применяемые при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (в контрактной системе), а также в корпоративных закупках (закон 223-ФЗ), для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и продукции, произведенной на территории государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Правительство РФ в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) и ст. 3.1–4 закона № 223-ФЗ установило защитные меры национального режима при осуществлении закупок в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ (постановление Правительства (далее – ПП) РФ от 23.12.2024 № 1875 (далее – ПП 1875), см. рис. № 1):
- запрет закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами;
- ограничение закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- преимущество в отношении товаров российского происхождения (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг). (ПП 1875, п. 1).
Виды защитных мер национального режима
РЕЖИМ ЗАПРЕТА ЗАКУПКИ ИНОСТРАННОЙ ПРОДУКЦИИ. Если код ОКПД2 продукции включен в приложение № 1 к ПП РФ № 1875, на такую иностранную продукцию устанавливается режим запрета, и заказчики смогут приобрести только российскую продукцию без возможности заменить ее импортной при исполнении договора.
РЕЖИМ ОГРАНИЧЕНИЙ ЗАКУПКИ ИНОСТРАННОЙ ПРОДУКЦИИ. Импортную продукцию установленного приложением № 2 к ПП РФ № 1875 перечня нельзя приобрести, если в конкурентной процедуре есть заявка с российской, которая отвечает условиям закупки. При исполнении контракта заменять российский товар можно только отечественным и улучшенных характеристик.
РЕЖИМ ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА. Под него подпадают товары, не включенные в приложения 1 и 2 к ПП РФ № 1875. Ценовое предложение участника с российской продукцией при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок снижается на 15%. Договор с этим участником в случае его победы заключается по предложенной им цене.
Рис. № 1. Схема защитных мер национального режима.
Примечания
- Позиции приложений № 1 и № 2 применяются, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименования которых указаны в графе «Наименование товара, работы, услуги» и которые включены в код, указанный в графе «Код товара, работы, услуги по ОКПД 2». При этом если в объект закупки включено медицинское изделие, соответствующая позиция применяется, если закупаемое медицинское изделие также относится к указанному в графе «Наименование товара, работы, услуги» коду вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Минздравом РФ. (ПП 1875, п/п. 4 «д»).
Минфин России разъяснил порядок применения «защитных» мер — запретов и ограничений на закупку иностранных товаров — в ситуациях, когда в позиции каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) указано наименование, отличное от того, что содержится в Перечнях к ПП РФ № 1875.
Ключевая позиция Минфина: для определения необходимости применения «защитных» мер нужно ориентироваться на наименование товара из Перечней, а не на наименование или код ОКПД2 из КТРУ. Даже если код ОКПД2 в позиции каталога отсутствует или отличается от указанного в Перечне, это не отменяет обязанности заказчика применить соответствующие меры национального режима, если, по существу, закупается товар, входящий в перечень.
Таким образом, сведения из КТРУ — справочные, а не нормативные. Дословное совпадение наименований между документацией и Перечнями не требуется. (Письмо от 26.06.2025 № 24-01-06/62311). - Положения ПП 1875, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином (юридическим лицом), применяются также в отношении товара, происходящего из государства ЕАЭС, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства ЕАЭС (ПП 1875, п. 4 «а»).
Применение защитных мер при закупке у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика с точки зрения применения защитных мер национального режима имеет свои особенности, в том числе: в электронных малых закупках (в закупках у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона) национальный режим применяется таким же порядком, как в конкурентных процедурах.
Основные правила применения защитных мер
- Правило 1. Запрет закупок иностранной продукции применяется при любом способе закупки – как конкурентном, так и неконкурентном, в том числе при закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
- Правило 2. Ограничение и преимущество в национальном режиме применяются в конкурентных закупках, а также в электронных малых закупках по части 12 ст. 93 Закона, и не применяются в закупках у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
1. Особенности определения цен контрактов в закупках у единственного поставщика с учетом требований защитных мер
Согласно ч. 25 ст. 22 Закона для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона запрет, ограничение или преимущество, ПП 1875 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта при конкурентных закупках, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг, начальной цены единицы работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (далее — особенности определения цен).
В т.ч. особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при применении в соответствии с Законом метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для осуществления закупки, объект закупки которой включает товары, указанные в поз. 1–145 приложения № 1 (здесь и далее – к ПП 1875) и (или) поз. 1–433 приложения № 2:
- при определении идентичности и однородности таких товаров в соответствии с частями 13 и 14 ст. 22 Закона подлежат учету исключительно товары, происходящие из государств ЕАЭС;
- заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона запрос о предоставлении информации о цене таких товаров не менее чем 3 субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod (ГИСП — РРПП, см. рис. № 2). Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии — однородных), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов, заключенных заказчиками https://zakupki.gov.ru/epz/contract/search/results.html (ПП 1875 п/п. 7 «в»).

Рис. № 2. Схема РРПП государственной информационной системы промышленности
Не применяются особенности п/п. 7 «в» при наступлении одного из следующих случаев:
- осуществляется закупка товара, включенного в объект закупки, в отношении которого в соответствии с частями 21 и 22 ст. 22 Закона установлены соответственно особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядок определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- если при осуществлении закупки товара заказчиком в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 6 ПП 1875, не применяется запрет, ограничение;
- осуществляется закупка товаров, при которой цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 5 тыс. рублей;
- если в РРПП отсутствуют указанные в поз. 1–433 приложения № 2 товары с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, отсутствует производство на территории РФ товаров, указанных в поз. 434–465 приложения № 2, которые декларируются в обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В случаях, при которых такое обоснование в соответствии с Законом не составляется, отсутствие производства такого товара на территории РФ декларируется в контракте;
- осуществляется закупка товаров, работ, услуг в случаях, предусмотренных п.п. 1 или 2 ч. 11 ст. 24 Закона (ПП 1875, п/п. 7 «г»).
2. Особенности формирования лотов в закупках у единственного поставщика с учетом требований защитных мер
При формировании лотов в закупках у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) допускается включать в один объект (предмет) закупки товары, работы, услуги как указанные в приложении № 1 и приложении № 2, так и не указанные в таких приложениях, при этом к включенным в объект закупки товарам, работам, услугам, указанным в приложении № 1, применяются положения ПП 1875, касающиеся запрета. При этом не установлены ограничения о включении товаров в предмет одного лота (ПП 1875, п/п. 4 «в», п/п. 4 «г»).
3. Применение запрета закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
Кроме общего правила, применение запрета закупок иностранных товаров в закупках у единственного поставщика оговорено в ряде случаев.
3.1. Применяется запрет закупок иностранных товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, заказчиком из числа заказчиков, предусмотренных п/п. 5 «а» ч. 11 ст. 24 Закона (МО, ФСО, ФСБ и др.), также при осуществлении в соответствии с Законом закупок товаров, работ, услуг, не указанных в абз. 2 п. 1 ПП 1875 (ПП 1875, п. 4 «ж»).
3.2. Запрет, ограничение, преимущество распространяются также на товары, являющиеся предметом финансовой аренды (лизинга) (ПП 1875, п. 4 «з»).
3.3. Запрет закупок товаров, указанных в поз. 27 приложения № 1, также применяется, если такие товары включены в состав закупаемых товаров, указанных в поз. 63–67 приложения № 1 (ПП 1875, п. 4 «н»).
3.4. Запрет закупок ПО, указанного в поз. 146 приложения № 1 также применяется:
- если такое ПО включено в состав объекта закупки наряду с иными товарами, работами, услугами;
- в отношении ПО, реализуемого, независимо от вида договора, на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также исключительных прав на ПО и прав использования программного обеспечения (ПП 1875, п. 4 «о»).
Примечание.
Для целей ПП 1875 под программным обеспечением, указанным в поз. 146 приложения № 1, понимается ПО и (или) права на него, возникшие вследствие:
- поставки на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставления в пользование ПО посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
- поставки, технического обслуживания персональных ЭВМ, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых ПО подлежит установке в результате исполнения контракта (договора);
- выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией ПО, в т.ч. в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы (услуги) сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование ПО или расширением ранее предоставленного объема прав;
- оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением ПО, в т.ч. в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование ПО (расширением ранее предоставленного объема прав) (ПП 1875, п. 4 «с»).
4. Запрет закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не применяется в ряде установленных в ПП 1875 случаев
Запрет закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не применяется в ряде случаев, установленных пунктом 4 ПП 1875 и Законом.
4.1. Предусмотренные п. 1 ПП 1875 и п/п. 4 «ж» запреты не применяются при осуществлении закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг):
- в целях исполнения контракта (договора), содержащего условие о поставке или использовании такого товара и заключенного с лицом, которое не является заказчиком в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, либо заключенного с лицом, которое относится к числу таких заказчиков и при осуществлении закупки которым не применен в случаях, предусмотренных указанными законами и ПП 1875, запрет, либо заключенного до 01.01.2025 г. с лицом, которое относится к числу таких заказчиков;
- в целях изготовления, ремонта, модернизации, технического и сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники (их составных частей), изготавливаемых по нормативно-технической документации (или указанных в такой документации), утвержденной (согласованной) в установленном порядке (государственным заказчиком ГОЗ либо военным представительством МО РФ или иного государственного заказчика, уполномоченным осуществлять деятельность в организации, осуществляющей закупку такого товара) и (или) передаваемой заказчику, осуществляющему закупку такого товара, государственным заказчиком ГОЗ, головным исполнителем поставок продукции по ГОЗ, исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ (в т.ч. для целей выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг);
- не относящегося к товарам, указанным в поз. 1–3, 5, 7, 10, 13, 16–17, 137, 140–141 и 144 приложения № 1, в целях исполнения заказчиком в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ обязательств, предусмотренных специальным инвестиционным контрактом, стороной которого является такой заказчик;
- при закупке товара, осуществляемой за пределами Российской Федерации у иностранного лица для обеспечения деятельности заказчика за пределами РФ, права владения, пользования и распоряжения которым будут реализовываться таким заказчиком за пределами РФ. (ПП 1875, п. 4 «и»).
4.2. Запреты не применяются при осуществлении закупки товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг по изготовлению такого товара по индивидуальному заказу заказчика, осуществляющего закупку (ПП 1875, п. 4 «и»).
4.3. Запрет не применяется при осуществлении заказчиками — аптечными организациями закупок лекарственных препаратов (далее – ЛП) и медизделий в целях розничной торговли такими ЛП и медизделиями (в соответствии с законом 223-ФЗ) (ПП 1875, п. 4 «к»).
4.4. Запрет не распространяется на закупки, осуществляемые в соответствии с законом 223-ФЗ отдельными заказчиками, указанными в абз. 2 п/п. 4 «л», за исключением закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых:
- в рамках государственного оборонного заказа;
- для функционирования критической информационной инфраструктуры РФ;
- в сфере использования атомной энергии;
- для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ в соответствии с Положением об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики РФ, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики РФ и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики РФ, утвержденным ПП РФ от 15.04.2023 № 603. (ПП 1875, п. 4 «м»).
4.5. Запрет не применяется в части закупок силовыми структурами: при осуществлении закупок товаров, работ, услуг органами СВР РФ, ФСБ РФ для обеспечения безопасности государства, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг ФСО для реализации мер по осуществлению государственной охраны, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг войсками национальной гвардии РФ для выполнения задач по участию войск нацгвардии РФ в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также для выполнения по решению Президента РФ задач по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов субъектов РФ) и иных лиц (Закон, ст. 14, ч. 9).
4.6. Запрет закупок программного обеспечения, указанного в поз. 146 приложения № 1, не применяется при осуществлении закупок ПО обеспечения, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну (ПП 1875, п. 4 «о»).
5. Запрет закупок у единственного поставщика может не применяться
Запрет закупок у единственного поставщика может не применяться заказчиками при наступлении одного из следующих двенадцати случаев:
5.1. Отсутствие на территории РФ российских граждан, российских юридических лиц, осуществляющих оказание услуг, указанных в позициях 147–151 приложения № 1. Такое отсутствие декларируется заказчиком самостоятельно в контракте (договоре), заключаемом с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (ПП 1875, п/п. 5 «б»).
5.2. При осуществлении закупки программного обеспечения (далее – ПО), указанного в позиции 146 приложения № 1, — отсутствие в РРПП и реестре евразийского ПО по состоянию на день, предшествующий дню заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведений о ПО, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и ПО, являющееся объектом (предметом) закупки. В этом случае в описание объекта (предмета) закупки включается обоснование неприменения запрета, содержащее:
- указание на настоящий подпункт;
- класс (классы) ПО, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом (предметом) закупки;
- требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, являющегося объектом закупки (предметом закупки), с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать такое программное обеспечение (ПП 1875, п/п. 5 «е»).
5.3. При осуществлении закупки ПО, указанного в поз. 146 приложения № 1, программное обеспечение, сведения о котором по состоянию на день, предшествующий дню заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включены в реестр российского программного обеспечения (https://reestr.digital.gov.ru) и (или) реестр евразийского программного обеспечения (https://eac-reestr.digital.gov.ru) и которое соответствует тому же классу ПО, что и программное обеспечение, являющееся объектом (предметом) закупки, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом (предметом) закупки. В этом случае в описание объекта (предмета) закупки включается обоснование неприменения запрета, содержащее, помимо информации, предусмотренной абзацами 3 и 4 п/п. 5 «е», указание на настоящий подпункт (п/п «ж»), а также функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в т.ч. их значения), по которым ПО, сведения о котором включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО, не соответствует установленным заказчиком требованиям к ПО по каждому программному обеспечению (с указанием названия ПО), сведения о котором включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и ПО, являющееся объектом (предметом) закупки (ПП 1875, п/п. 5 «ж»).
5.4. Положения п/п. 5 «ж» не применяются при осуществлении в соответствии с законом 223-ФЗ закупок программного обеспечения, включенного в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07.02.2024 № 270-р, заказчиками из числа лиц, включенных в перечни, утвержденные указанным распоряжением Правительства РФ (ПП 1875, п/п. 5 «ж»).
5.5. Осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам и ПО, указанным в поз. 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1, в количестве одной штуки и цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 300 тыс. рублей (ПП 1875, п/п. 5 «з»).
5.6. Осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам и ПО, указанным в поз. 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1, в одном из следующих случаев:
- цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 1 млн рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей. Положения п/п. 5 «и», касающиеся 300 тыс. рублей, применяются в отношении цены единицы товара, использованной для определения цены;
- ни одна из использованных при определении цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 300 тыс. рублей и при этом произведение каждой цены единицы товара на количество такого товара не превышает 1 млн рублей (ПП 1875, п/п. 5 «и»).
5.7. Осуществляется закупка товаров, указанных в позиции 35 приложения № 1, в количестве одной штуки и цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 3 тыс. рублей (ПП 1875, п/п. 5 «к»).
5.8. Осуществляется закупка товаров, указанных в поз. 35 приложения № 1, при которой цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 30 тыс. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 3 тыс. рублей (ПП 1875, п/п. 5 «л»).
5.9. Осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам и ПО, указанным в поз. 23, 24, 44–47, 71–77, 79–88, 95–118 и 146 приложения № 1, определенного товарного знака ввиду его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком (ПП 1875, п/п. 5 «м»).
5.10. ФСО РФ, СВР РФ, органами внешней разведки МО РФ, МВД РФ, войсками нацгвардии РФ и подведомственными им организациями осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам, указанным в позициях 1–7, 63–73, 92–94 и 99 приложения № 1. При этом запрет может также не применяться указанными федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, если осуществляется закупка товара, указанного в позициях 63–67 приложения № 1, в количестве одной штуки и цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 2 млн рублей (ПП 1875, п/п. 5 «о»).
5.11. ГУ специальных программ Президента РФ и подведомственными ему организациями осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам, указанным в поз. 1–7, 63–73 и 99 приложения № 1. При этом запрет может также не применяться ГУ специальных программ Президента РФ и подведомственными ему организациями, если осуществляется закупка товара, указанного в позициях 63–67 приложения № 1, в количестве одной штуки и цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 2 млн рублей (ПП 1875, п/п. 5 «т»).
5.12. Управлением делами Президента РФ и подведомственными ему организациями осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам, указанным в позициях 3–7, 63–73, 92–94 и 99 приложения № 1. При этом запрет может также не применяться Управлением делами Президента РФ и подведомственными ему организациями, если осуществляется закупка товара, указанного в поз. 63–67 приложения № 1, в количестве одной штуки и цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 2 млн рублей (ПП 1875, п/п. 5 «у»).
6. Составление описания объекта закупки
Вопрос: нужно ли готовить описание объекта закупки при закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)?
При проведении закупки у единственного поставщика составление описания объекта закупки не предусмотрено. Положениями Закона, ПП 1875 требования к источникам информации, порядку подтверждения использования характеристик товара российского происхождения в целях реализации части 1.1 ст. 33 Закона не установлены. Заказчик вправе подготовить описание на товар на свое усмотрение, в том числе указать товарный знак (кроме закупки по ч. 12 ст. 93 Закона), номер реестровой записи и прочую информацию (п. 7 письма Минфина от 20.03.2025 № 24-03-08/27794).
7. Запрет закупок отдельных товаров у единственного поставщика заказчиками оборонно-промышленного комплекса не применяется
При осуществлении заказчиками, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный ПП № 96, закупок товаров, по контрактам (договорам) с единственным поставщиком, заключенным до 31.12.2025 включительно, не применяются предусмотренные ПП 1875 запреты закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), указанных в поз. 11–18, 20–22, 24–26, 30–35, 42, 45–47, 49, 51–62, 69–88, 92–128, 133–136, 139–142 приложения № 1, а также товаров, не указанных в приложении № 1 (ПП 1875, п/п. 10 «м»).
8. Особенности применения защитных мер в электронных малых закупках
В соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона так называемые «малые закупки» («закупки с полки») могут проводиться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей. Годовой объем закупок, осуществляемых в таком порядке, не должен превышать ста миллионов рублей.
Заказчики закупают «с полки» товары из КТРУ и права на использование программы для ЭВМ и базы данных. Воспользоваться закупкой «с полки» получится только в том случае, если нужная продукция есть в КТРУ, так как нельзя составить извещение для определения поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона без позиции каталога (письмо Минфина от 10.08.2023 № 24-03-06/75075).
С 01.07.2025 в ЕИС добавлена возможность провести закупку лекарственных препаратов по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если такие препараты включены в перечень ЕСКЛП.
Требования национального режима сохраняются, если закупка у единственного поставщика проводится по ч. 12 ст. 93 Закона. Запрет закупок иностранной продукции применяется при любом способе закупки – как конкурентном, так и неконкурентном (Закон, ст. 14, ч. 4, п. 1).
Ограничение и преимущество применяют в электронных малых закупках, так как в них имеются извещения: «заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки …» (Закон, ст. 93, ч. 12, п. 3). При этом в Законе сказано, что заказчик отклоняет все предложения с иностранной продукцией, если на участие подана заявка с российской продукцией, а при установлении преимущества устанавливает 15-процентную преференцию заявке с российской продукцией (ч. 4, ч. 5 ст. 14 Закона).
Особенности обоснования НМЦК, установленные п/п. 7 «в» ПП 1875, при закупке применяются в одинаковом порядке вне зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как при проведении конкурентного способа определения поставщика, так и при осуществлении закупки у единственного поставщика. (Письмо Минфина РФ от 31.01.2025 № 24-01-06/8697, п. 11.2).
При проведении закупки у единственного поставщика по части 12 ст. 93 Закона составление описания объекта закупки не предусмотрено. Поскольку описание объекта закупки отсутствует, положения подп. «а» п. 7 ПП 1875, устанавливающие порядок описания товаров, не применяются. Это означает, что заказчик не готовит декларацию об отсутствии товара в РРПП и не направляет соответствующее уведомление в Минпромторг. В отношении таких закупок не может применяться и подп. «з» п. 3 ПП 1875, предусматривающий возможность подтверждения страны происхождения простым указанием «Российская Федерация» (если заказчик ранее задекларировал отсутствие товара в РРПП в порядке подп. «а» п. 7 ПП 1875) (письмо Минфина России от 06.10.2025 № 24-06-09/96576).
Выводы
- В закупках у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) применяется защитная мера запрет закупок иностранной продукции и не применяются ограничение и преимущество. Ограничение и преимущество применяют в электронных малых закупках по ч. 12 ст. 93 Закона.
- Особенности определения цен в закупках у единственного поставщика установлены исключительно в отношении товаров, указанных в позициях 1–145 приложения № 1 и позициях 1–433 приложения № 2, в связи с чем такие особенности не применяются в отношении иных товаров, указанных в приложениях № 1 и № 2, а также товаров, не указанных в таких приложениях, в отношении работ, услуг. Случаи, при которых особенности определения цен не применяются, установлены п/п. 7 «г» ПП 1875. При этом особенности определения цен применяются вне зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем применяются как при проведении конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так и при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
- При проведении закупки у единственного поставщика составление описания объекта закупки не предусмотрено, декларация об отсутствии товара в РРПП не оформляется, уведомление в Минпромторг не направляется, а страна происхождения не может подтверждаться упрощенным способом.
- Запрет закупок у единственного поставщика может не применяться заказчиками при наступлении одного из двенадцати случаев, в том числе:
- осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам и ПО, указанным в поз. 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1, в одном из следующих случаев:
- цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 1 млн рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей;
- ни одна из использованных при определении цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 300 тыс. рублей и при этом произведение каждой цены единицы товара на количество такого товара не превышает 1 млн рублей (ПП 1875, п/п. 5 «и»);
- осуществляется закупка товаров, указанных в позиции 35 приложения № 1, в количестве одной штуки и цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 3 тыс. рублей (ПП 1875, п/п. 5 «к»);
- осуществляется закупка товаров, указанных в поз. 35 приложения № 1, при которой цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 30 тыс. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 3 тыс. рублей (ПП 1875, п/п. 5 «л»).
- осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам и ПО, указанным в поз. 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1, в одном из следующих случаев:
Автор: Г.Б. Добрецов