Норма | Чем регулируется | Что изменится в работе заказчика |
Общие правила проведения закупок | ||
Заказчики в 2023 году вправе не устанавливать требование обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрено условие о выплате аванса без казначейского сопровождения | Ч. 64.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ | Можно не устанавливать обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств по мелким закупкам с низким риском непоставки или товаров с низким риском брака |
С 15 до 7 рабочих дней сокращен срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставленных товаров, работ, услуг, если было установлено условие о привлечению к исполнению контракта субподрядчиков / соисполнителей из числа СМП и СОНКО | П.5 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, (утв. ПП РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466) | В случае установления в проекте контракта условия о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, необходимо указывать срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не более 7 рабочих дней |
Изменен порядок применения антидемпинговых мер | Ч.5 ст.37 Закона № 44-ФЗ | Если участник конкурса или аукциона не подтвердит свою добросовестность или его информация будет признана недостоверной, уклонившимся от заключения контракта его признает не комиссия, а заказчик. Соответствующее решение заказчик оформляет в порядке и в сроки предусмотренные ст.51 Закона № 44-ФЗ |
Электронные конкурсы, так же, как и аукционы, могут проводится на право заключить контракт | Ч.8 ст.48 Закона № 44-ФЗ | Если в ходе подачи ценовых предложений цена электронного конкурса «ушла в минус», то предложения участников рассматриваются в качестве размера платы за право заключить контракт с заказчиком |
Изменены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки участника закупки | П.1 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ | Независимая гарантия должна предусматривать выплату заказчику средство всех случаях, установленных ст.44 Закона № 44-ФЗ, а не только при наступлении обстоятельств, указанных в ч.15 ст.44 Закона № 44-ФЗ |
Отменен предел в 100 млн руб. при подаче ценового предложения на право заключения контракта в ходе электронного аукциона | Утратил силу подпункт «г» п.9 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ (п.15 ст.2 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ) | Предел подачи предложения на право заключения контракта по аукциону не установлен |
Появилась норма об использовании электронных подписей иностранными участниками | ч.2 ст.5 Закона № 44-ФЗ | Участники закупок – иностранные лица смогут получать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для использования в целях закупок в аккредитованных удостоверяющих центрах. Они вправе использовать для подписания информации и электронных документов по Закону № 44-ФЗ электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в РФ. |
Уточнено понятие «конфликт интересов»: под его действие подпадают ситуации, когда должностное лицо заказчика или его близкий родственник является участником закупки как физлицо или входит в исполнительный орган участника – юрлица или владеет более чем 10% акций участника закупки | п.9 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ | Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок |
Руководитель заказчика, члены закупочной комиссии, руководитель и работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны принимать меры по предупреждению конфликта интересов | ч.7 ст.38 Закона № 44-ФЗ | Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок |
Определены лица, которые не могут входить в состав закупочной комиссии из-за конфликта интересов. К ним относятся лица, которых привлекали к закупке в качестве экспертов к оценке извещения, заявок; лица, имеющие личную заинтересованность в закупке; акционеры участников закупки; должностные лица органов контроля | ч.6 ст.39 Закона № 44-ФЗ | Необходимо скорректировать положение о комиссии по осуществлению закупок |
Электронная приемка | ||
Установлены единые правила математического округления ценовых значений: цена за единицу товара, работы, услуги округляется до 11 цифр после запятой, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, сумма налога – до двух цифр после запятой | Подпункт «м» п.14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) | Новый порядок округления ценовых значений позволит избежать расхождений и ошибок |
Изменение контрактов | ||
Нормы об изменении контрактов на выполнение строительных работ распространяются на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр | Пункты 1.2, 1.3, 8 и 9 ч.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ | Расширен перечень оснований для изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр |
На 2023 год продлена возможность изменения существенных условий контракта на основании решения соответствующего органа власти, если при исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых контракт невозможно исполнить | ч.65.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ | Данная норма позволяет изменять существенные условия любых контрактов |
В 2023 году заказчики вправе по контрактам на поставку лекарственных препаратов, медизделий и расходных материалов увеличивать или уменьшать количество товаров не более чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта | ч.65.2 ст.112 Закона № 44-ФЗ | Данная норма позволяет изменять условия контрактов на закупку лекарств, медизделий и расходных материалов |
Установление экологических требований при описании объекта закупки | ||
При описании объекта закупки из перечня заказчики должны установить экологические требования и указывать долю вторичного сырья, использованного при производстве товара | Постановление Правительства РФ от 8 июля 2022 г. № 1224 | Требования ПП РФ № 1224 необходимо применять при описании объекта закупки – товаров из перечня (в перечне 5 групп товаров, в т.ч. покрытия из резиновой крошки, тротуарная плитка, контейнеры, урны для мусора, удобрения и грунт, бумажные полотенца, салфетки, туалетная бумага) |
Перерегистрация в ЕИС | ||
Все заказчики обязан перерегистрироваться в ЕИС с указанием новых ролей пользователей: администратор, руководитель, уполномоченный специалист, главный бухгалтер | Приказ Минфина от 10.12.2021 № 39н | До 1 января 2023 года необходимо перерегистрироваться в ЕИС, иначе в 2023 году пользователи не смогут работать в системе |
Электронные «малые закупки» | ||
При формировании извещения о закупке товара у единственного поставщика на сумму до 3 млн.руб (ч.12 ст.93 Закона № 44-ФЗ) у заказчика будет доступ к информации о предварительных предложениях участников закупок на всех электронных площадках | ч.13 ст.93 Закона № 44-ФЗ, Подпункт «б» п.9 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) | При подготовке извещения о «малой» электронной закупке заказчики смогут видеть предложения поставщиков по соответствующей позиции КТРУ со всех федеральных ЭТП |
Электронная «малая закупка» признается состоявшейся, если есть хотя бы одна соответствующая заявка | Подпункт «б» п.6 ч.12 Закона № 44-ФЗ | Единственной соответствующей заявке присваивают первый порядковый номер и контракт заключают с подавшим ее участником. Ранее требовалось не менее двух подходящих заявок |
Закупки у единственного поставщика | ||
Пункт 8 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ применяется к заключению контрактов на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности | п.8 ч.1 ст.93 Закона №4 4-ФЗ | Контракты на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности можно заключать с единственным поставщиком по п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ |
Появилось основание для закупок у единственного поставщика услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники | п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ | Заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники на основании п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ |
До 31 декабря 2023 года заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика, основания для которых устанавливает Правительство РФ, высший орган государственной власти субъекта РФ | Изменения в ч.1, ч.2 ст.15 Закона № 46-ФЗ внесены Законом № 420-ФЗ | Заказчики могут провести закупку у ед.поставщика по п.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если региональный оран власти принял акты, в которых указал случаи закупок у ед.поставщиков в регионе и порядок их проведения |
До 31 декабря 2023 заказчики могут изменять существенные условия контракта с ед.поставщиком по с мобилизационной подготовке, закупке товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны, указанные в п.п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ | ч.65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ | По соглашению сторон заказчики могут изменять существенные условия указанных контрактов |
Реестр контрактов | ||
В сведениях об исполнении контракта в части приемки ТРУ федеральные заказчики обязаны указывать сумму требований об уплате неустоек (если в контракте указано условие об удержании неустойки из суммы оплаты) | Абзац десятый подпункта “а” п.11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) | В реестре контрактов необходимо указывать требования о неустойке. Если этого не сделать, то оплату за вычетом суммы неустойки будет невозможно провести (сработает запрещающий контроль) |
Заказчики обязан вносить в реестр контрактов информацию об изменении КБК, КЦСР, КВР не позднее 1 февраля финансового года, в котором подлежат применению соответствующие измененные коды | Абзац третий подпункта «б» пункта 12 пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) | В реестре контрактов необходимо учитывать изменения кодов КБК, КЦСР, КВР, если их поменяют в рамках изменения бюджетной системы РФ |
Закрытие 2022 года и планирование на 2023 год
- Памятка – НДС в закупках
- Обоснование начальной максимальной цены договора
- Практические подходы к взысканию убытков согласно ФЗ-44
- Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения
- Практические подходы к описанию объекта закупки – радиоэлектронной продукции
- НДС в закупках. Часть 3