- 1. В ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ: ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ
- 2. ДОРОЖНАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА СОДЕРЖИТ 3 ЭТАПА, 23 ШАГА
- 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИЗВЕЩЕНИЯ
- 4. ФОРМИРОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ
- 5. ОБОСНОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНА КОНТРАКТА
- 6. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АЭФ
- 7. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ АЭФ
- 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА
- 9. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В АЭФ
ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН:
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРАВИЛА, НОВЕЛЛЫ 2025 ГОДА
В настоящей статье рассматриваются общая информация об аукционе в электронной форме (далее – электронный аукцион, АЭФ) и дорожная карта его проведения, формирование извещения, лота и его описание, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), основные правила проведения электронного аукциона и подачи ценовых предложений, рассмотрения заявок участников аукциона и заключения контракта, а также влияние защитных мер национального режима на описание объекта закупки и обоснование НМЦК.
Примечание:
Под лотом в целях настоящей статьи понимается форма группирования объектов закупки, включающий в себя набор товаров, работ, услуг, закупаемый в рамках одной закупки по одному контракту.
Часть 1. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА
1. В ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ: ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ
Одним из конкурентных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в контрактной системе в соответствии с Законом № 44-ФЗ (далее – Закон), с которого начинается закупка товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд является аукцион (его формы: открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (Закон, ст. 24, ч.ч. 1, 2).
Аукцион – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – источник), в котором победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта (далее – ЦК) или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (далее – ЦЕ) (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона) наиболее низкую ЦК, наименьшую сумму ЦЕ либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона (аукцион на повышение), – наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником за заключение контракта (Закон, ст. 24, ч. 5).
Об актуальности электронного аукциона свидетельствует тот факт, что в 2024 году заказчиками контрактной системы РФ было заключено с применением этого способа 56,4% от общего количества контрактов. Для сравнения: на втором месте – закупки у единственного источника – 24,3%.
В электронном аукционе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) извещения о проведении такого аукциона, к участникам закупки предъявляются единые требования или единые и дополнительные требования, требование отсутствия в РНП (обязательное – в объеме, установленном ПП РФ № 2571, п 1 «б»), проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Заказчик обязан проводить электронные аукционы при закупке продукции, которая включена в аукционный перечень[1], установленный Правительством РФ. Кроме того, заказчик вправе по своему желанию проводить электронные аукционы при закупке продукции, которая не включена в аукционный перечень, если нет запрета, как например, на закупку услуг по организации отдыха детей[2].
Для закупки продукции, включенной в аукционный перечень, заказчик вправе (с соблюдением установленных правил) провести запрос котировок (Закон, ст. 24, ч. 10) или закупить продукцию у единственного источника (Закон, ст. 93).
Аукцион применяется в обязательном порядке и в том случае, если объект закупки содержит один из товаров (работ, услуг) из аукционного перечня.
АЭФ применяется заказчиками в тех случаях, когда этот способ определения поставщика прямо предписан законом, аукционным перечнем или когда применить другие способы невозможно из-за существующих ограничений, например, запрос котировок – только при закупке до 10 млн. руб.
Важно!
АЭФ не проводится, если заказчик обязан применить закрытый способ определения поставщика[3].
2. ДОРОЖНАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА СОДЕРЖИТ 3 ЭТАПА, 23 ШАГА
Этап 1. Подготовка к проведению АЭФ (как элемент организации в целом закупочного процесса)
1) создание закупочной комиссии (см, Закон, ст. 39);
2) планирование потребности в продукции на очередной финансовый год, включающее в себя вопросы формирования объектов закупок (лотов), с учетом выбора способа определения поставщика, законодательства о защите конкуренции, требований национального режима; расчет и обоснование начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК); разработку и размещение план-графика закупки на очередной финансовый год и плановый период (см. Закон, гл. 2).
Внимание!
Закупка должна быть размещена в план-графике (Закон, ст. 16, ч. 1)
Этап 2. Проведение АЭФ, определение победителя
3) разработка и размещение в ЕИС в установленные сроки извещения и прилагаемых к нему электронных документов, в том числе описания объекта закупки, обоснования НМЦК, проекта контракта (Закон, ст. 42, части 1 – 3);
4) ответы на запросы участников закупки (если поступят) (Закон, ст. 42, ч. 5);
5) внесение при необходимости изменений в извещение в срок не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Продление при необходимости сроков подачи заявок (Закон, ст. 42, ч. 4);
6) отмена при необходимости АЭФ, но не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок (Закон, ст. 36);
7) направление участниками закупки электронных заявок оператору электронной площадки в период с момента размещения извещения и до окончания срока подачи заявок (Закон, ст. 43, ч. 6; ст. 49, ч. 2);
8) проведение аукциона на электронной площадке (далее – ЭТП) в срок 2 часа после окончания срока подачи заявок (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 23);
9) формирование оператором ЭТП протокола проведения электронного аукциона (Закон, ст. 49, ч. 4, п. 2);
10) направление оператором ЭТП заказчику протокола подачи ценовых предложений, документов и информации об участниках аукциона (Закон, ст. 49, ч. 4, п. 4);
11) получение заказчиком документов и информации об участниках от оператора ЭТП, протокола подачи ценовых предложений. Рассмотрение заявок, документов и информации. Определение победителя с учетом требований национального режима (Закон, ст. 49, ч. 5);
12) формирование и размещение протокола подведения итогов электронного аукциона (Закон, ст. 49, ч. 5).
Этап 3. Заключение и исполнение контракта
13) внесение сведений о заказчике в проект контракта, при необходимости применение ценовых преференций в соответствии со статьями 28, 29 Закона, а также по согласованию с победителем – увеличение цены контракта на размер экономии (Закон, ст. 51, ч. 2, п. 1, п. 2);
14) направление заказчиком проекта контракта на ЭТП для подписания победителем в срок не позднее 2 рабочих дня со дня размещения итогового протокола (Закон, ст. 51, ч. 2, п. 1);
15) подписание победителем проекта контракта на электронной площадке в срок не позднее 5 рабочих дней со дня размещения проекта контракта (Закон, ст. 51, ч. 3);
15.1) вариант: победитель направляет протокол разногласий. Заказчик соглашается с доводами победителя и вносит изменения в проект контракта, или повторяет проект контракта в прежней редакции;
16) проверка заказчиком обеспечения исполнения контракта, предоставленного победителем;
17) подписание заказчиком контракта с победителем электронного аукциона в ЕИС в срок не более 2 рабочих дня со дня подписания победителем (Закон, ст. 51, ч. 4);
18) внесение контракта в реестр контрактов в срок не позднее трех рабочих дней;
19) исполнение контракта. При необходимости и по согласованию сторон – внесение изменений в контракт. При необходимости и, если в контракте было оговорено условие о возможности одностороннего расторжения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, – расторжение контракта в одностороннем порядке. В установленных Законом и в соответствии с контрактом случаях – применение мер гражданско-правовой ответственности (заказчик обязан, поставщик – вправе). В установленных законом случаях (см. Закон, ст. 95, ч. 15) односторонний отказ заказчика от исполнения контракта (Закон, ст. 95, ч. 1, ч. 8: ст. 34, ч. 5, ч. 6);
20) контроль заказчика за исполнением контракта (Закон, ст. 101);
21) экспертиза и приемка заказчиком результатов контракта. При необходимости для приемки заказчик формирует приемочную комиссию. Оформление акта приёмки (например, универсальный передаточный документ, акт приемки, счет-фактура. Акт приемки формы 0510452 в АЭФ не применяется, так как информация о выполненном контракте размещается в ЕИС) (Закон, ст. 94, ч. 1);
22) оплата заказчиком поставленной продукции, возврат обеспечения контракта в денежной форме. Срок оплаты по общему правилу – не более 7 рабочих дней со дня подписания документа о приемке, а срок возврата обеспечения – не более 30 дней с даты исполнения обязательств (для СМП, СО НКО – 15) (Закон, ст. 94, ч. 1, п. 2; ст. 34, ч. 13.1);
23) размещение в ЕИС информации об исполнении контракта в день подписания документа о приемке (Закон, ст. 103, ч. 3).
Рассмотрим некоторые ключевые вопросы электронного аукциона: формирование извещения и прилагаемых к нему электронных документов, рассмотрение заявок и заключение контракта, а также сформулируем основные правила АЭФ.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИЗВЕЩЕНИЯ
Извещение – электронный документ, сформированный в ресурсах личного кабинета заказчика в ЕИС, подписанный его усиленной электронной подписью и содержащий необходимую информацию о закупаемой продукции и порядке закупки (ст. 42 Закона).
Извещение об осуществлении закупки, в том числе в АЭФ, состоит из двух частей:
1) из информации, формируемой с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (информация в «структурированном виде») [ч. 1 ст. 42 Закона; п. 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС, утв. ПП РФ от 27.01.2022 № 60 (далее – Положение)];
2) из информации и документов, сформированных заказчиком самостоятельно без использования ЕИС (сформированных не в «структурированном виде»), и которые включаются в извещение об осуществлении закупки путем приложения файла – электронного документа или образа бумажного документа (ч. 2 ст. 42 Закона, п. 4 Положения, п. 2 формы, являющейся приложением к Положению).
При этом если информация, содержащаяся в таких электронных документах, не соответствует информации, сформированной с использованием ЕИС, приоритет имеет информация, сформированная с использованием ЕИС (Положение, п. 4 «а»).
Примечание:
Такие электронные документы и образы должны иметь открытые форматы, обеспечивающие возможность просмотра всего документа либо его фрагмента средствами общедоступного программного обеспечения, и не должны быть зашифрованы или защищены средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержимым без дополнительного программного обеспечения, которое требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем такого программного обеспечения, если оно предусматривает взимание платы (Положение, п. 4).
Вместе с тем обратим внимание, что технологические средства официального сайта должны обеспечивать, в том числе, возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в форме электронных образов бумажных документов (Положение, п. 9 «е»).
Чтобы сформировать извещение необходимо зайти в личный кабинет ЕИС, в реестре закупок нажать кнопку «Создать» и из выпадающего меню выбрать «Извещение о проведении закупки на основании плана-графика», выбрать необходимую позицию плана-графика и заполнить форму для извещения. В извещение о проведении электронного аукциона необходимо включить информацию и документы, предусмотренные в ст. 42 Закона, в т.ч. «Описание объекта закупки» и «Обоснование НМЦК».
4. ФОРМИРОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ
Дорожная карта формирования и описания объекта закупки (лота)
1. Сформировать объект закупки (лот) исходя из потребностей. При формировании объекта закупки можно объединять в один лот при электронном аукционе разные товары, работы или услуги, технологически и функционально связанные между собой, если это не влечет ограничения конкуренции (ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).
2. Определить коды ОКПД 2 товаров, работ, услуг, входящих в лот.
3. Проверить какие запреты, ограничения и особенности закупки распространяются на каждый из товаров, работ услуг, входящих в лот. Возможно ли объединение их в одном лоте?
4. Проверить, отвечает ли товар требованиям «поставляемого товара» при выполнении работ (услуг) (См. письмо ФАС от 25.06.2020 № ИА/53616/20).
5. Проверить каждый товар, работу, услугу, входящие в объект закупки на наличие кода КТРУ и в соответствии с результатами определить наименование каждого товара, работы, услуги, уточнить код ОКПД 2 и ГОСТ, единицы измерения, сформировать характеристики товара, работы, услуги, определить возможность указания дополнительных характеристик.
При наличии в ЕИС позиции КТРУ, сформированной в отношении закупаемого товара, закупаемой работы, услуги, в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС в «структурированном виде» указываются содержащаяся в такой позиции информация, а также дополнительная информация, дополнительные потребительские свойства.
При отсутствии в КТРУ позиции, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона характеристики объекта закупки указываются в извещении с использованием ЕИС также в «структурированном виде».
6. Сформировать описание объекта закупки (далее – ООЗ) в структурированном виде в извещении, а также в виде прилагаемого к извещению электронного документа «Описание объекта закупки». При этом ООЗ в электронном документе должно соответствовать описанию в структурированной части.
Правила описания объекта закупки.
При описании объекта закупки его наименование следует указывать аналогично соответствующей позиции плана-графика.
Цифровая форма предполагает указание характеристик, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона: функциональных, технических, качественных, эксплуатационных, а прилагаемое ООЗ должно включать, как указано в некоторых разъясняющих письмах и материалах «полное описание объекта закупки»,[4] включающее в себя и характеристики, которые указаны в структурированной части. Так, например в структурированной части не указываются информация и документы, предусмотренные пунктами 3, 4, 5 ч. 1 ст. 33 Закона, которые содержит электронный документ – описании объекта закупки, а именно:
– спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
– изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
– информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт (Закон, ст. 33, ч. 1, п.п. 3, 4, 5).
То есть, реализация положений п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона не означает, что все описание объекта закупки следует осуществить исключительно в рамках характеристик, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона. Так, в частности, согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона при описании объекта закупки могут использоваться иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, которые в свою очередь не относятся к характеристикам, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона и, соответственно, не подлежат указанию в извещении об осуществлении закупки в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона в «структурированном виде».
В этой связи вопросы, касающиеся порядка выполнения работы, оказания услуги, периодичности ее оказания, не являются непосредственно функциональными, техническими, качественными характеристиками закупаемой работы, услуги, в связи с чем могут быть указаны в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона в полном описании объекта закупки, включаемом в извещение об осуществлении закупки в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона в качестве приложения.[5]
Заказчик при описании объекта закупки должен соблюдать следующие правила (ст. 33 Закона):
Как описывать? – 9 правил.
Правило 1. Полнота и подробность описания (но, если есть позиция КТРУ – описание в соответствии с позицией).
Правило 2. Требования к товару не должны включать в себя требования к участнику.
Правило 3. В описании продукции должны указываться границы показателей.
Правило 4. В описании объекта закупки применяются показатели, применяемые в стандартах РФ.
Правило 5. В описании объекта закупки могут применяться документы, планы и чертежи.
Правило 6. В описании объекта закупки может применяться требование соответствия поставляемого товара изображению товара или – образцу (макету) товара.
Правило 7. В описании объекта не должны включаться средства индивидуализации.
Правило 8. Если указывается товарный знак, обязательно – «или эквивалент» (Исключения: если закупаются несовместимые товары; если закупаются запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование). В этом случае следует установить параметры эквивалентности, которым товар должен соответствовать (п/п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона, Письмо Минфина России от 06.11.2020 № 24-02-06/96872).
Правило 9. Требования к продукции не должны ограничивать количество участников.
Что следует описывать в объекте закупки? – 7 правил.
Правило 1. В описании объекта закупки указываются качественные характеристики объекта закупки.
Правило 2. Указать технические характеристики объекта закупки.
Правило 3. Указать функциональные характеристики объекта закупки.
Правило 4. Указать требования к терминологии. Заказчик, описывая объект закупки, должен использовать термины, установленные документами стандартизации, что позволит минимизировать случаи их неправильного применения;
Правило 5. Указать что товар – предмет контракта – должен быть новым (если закупается товар, бывший в употреблении, указать это).
Правило 6. При необходимости заказчик может указать следующие требования:
1) к эксплуатационным характеристикам объекта закупки;
2) гарантии;
3) упаковке;
4) маркировке;
5) условным обозначениям;
6) этикетке;
7) к эксплуатационным расходам;
8) монтажу и наладке предмета поставки;
9) обучению работников, которые будут использовать (обслуживать) товар;
10) производству, испытаниям, соответствия.
Правило 7. Для описания отдельных товаров, работ, услуг предусмотрены особенности установления требований:
1) такие особенности могут устанавливаться Правительством РФ. Например, ПП РФ от 08.07.2022 № 1224 установлены особенности описания отдельных видов товаров, при закупках которых предъявляются экологические требования.
К таким товарам отнесены:
а) изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения – туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения;
б) твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства – покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения;
в) мягкие покрытия – резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы;
г) контейнеры и урны для мусора;
д) удобрения органические, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей.
При описании таких объектов указывается доля вторичного сырья, использованного при производстве товара.
2) установленные Законом РФ от 29.12.2012 № 275-ФЗ (в части описания объектов закупки по гособоронзаказу);
3) при закупке лекарственных препаратов;
4) при закупке оборудования и машин;
5) при закупке строительно-монтажных работ: описание объекта включает проектную документацию, за исключением случаев, если документация не требуется, и закупок, предметом которых также является проектирование.
Важно! Заказчик должен установить требования к закупаемым товарам, работам, услугам с учетом своей потребности и специфики деятельности и с учетом обеспечения эффективного использования бюджетных средств, но при обеспечении необходимой конкуренции.
Правила применений КТРУ:
1. У каждой позиции каталога есть дата, начиная с которой применять информацию из позиции обязательно всем заказчикам.
2. Наименование товара, работы, услуги указывается заказчиком в соответствии с КТРУ.
3. В описании товара, работы, услуги заказчики обязаны использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в т. ч. указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема работы, услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции), т. е. все наименования характеристик, установленные позицией КТРУ, с выбранным заказчиком одним из нескольких предлагаемых вариантов значения этой характеристики.
4. Заказчик вправе указать в описании объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) если при осуществлении закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в позициях 25, 26 и 32 приложения № 1 позициях 191 – 361 приложения № 2 к ПП РФ от 23.12.2024 № 1875, применяются предусмотренные п. 1 указанного ПП запрет, ограничение (п/п. «а» в ред. от 01.01.2025);
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона.
5. В случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). (ПП РФ от 08.02.2017 № 145).
5. ОБОСНОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНА КОНТРАКТА
Начальная (максимальная) цена контракта определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – приоритетный метод;
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Дорожная карта обоснования НМЦК:
Примечание: работа по обоснованию цены контракта начинается с формирования финансового обеспечения план-графика и завершается при подготовке извещения.
1) определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге;
2) установить перечень требований к ТРУ, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки (выполнения);
3) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено Рекомендациями Минэкономразвития РФ (Приказ № 567), в целях выявления, имеющихся на рынке ТРУ, отвечающих требованиям. При этом ориентироваться на сформированное описание объекта закупки в соответствии с позицией КТРУ или требованиями ст. 33 Закона;
4) проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:
– НПА ФОИВ, локальных нормативных актов государственной корпораций «Росатом», «Роскосмос», которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона;
– актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;
– правовых актов о национальном режиме в закупках, принятых в соответствии со ст. 14 Закона;
– правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 Закона.
Особенности обоснования НМЦК действуют в сферах закупки:
а) в области градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), в частности закупки работ по капремонту объекта капстроительства, расположенного на территории РФ, а также строительства некапитальных строений (сооружений) на территории РФ (приказ Минстроя РФ от 23.12.2019 № 841/пр);
б) по гособоронзаказу (ч. 21 ст. 22 Закона);
в) по энергосервисным контрактам (ч. 19 ст. 108 Закона);
г) отдельных видов медицинского оборудования (ПП РФ от 03.11.2011 № 881);
д) медизделий (Приказ Минздрава России от 15.05.2020 № 450н);
е) лекарственных препаратов для медицинского применения (Приказ Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н);
ж) услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами (ч. 21.2 ст. 22 Закона, ст. 14 Закона № 220-ФЗ);
з) предусматривающих заключение контракта, указанного в ч. 56 ст. 112 Закона (ч. 59 ст. 112 данного Закона; приказ Минстроя от 21.08.2023 № 604/пр);
и) охранных услуг (Приказ Росгвардии от 15.02.2021 № 45);
к) продукции судостроительной промышленности (Приказ Минпромторга РФ от 28.02.2023 № 639);
л) работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства на территории новых субъектов РФ (ПП РФ от 19.04.2023 № 620);
м) топлива моторного, включая автомобильный бензин (ПП РФ № 19 от 13.01.2014). Если объем закупаемого бензина известен, цена определяется в соответствии с приказом ФАС от 22.11.2024 № 894/24.
5) в соответствии со ст. 22 Закона определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;
6) осуществить соответствующим методом определение НМЦК;
7) сформировать обоснование НМЦК по установленной заказчиком форме.
6. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АЭФ
Правило 1. Закупка начинается с размещения в ЕИС извещения, установленного содержания, и прилагаемых документов в установленный срок – не менее чем за 15 (7) дней (см. Закон, ст. 42, части 1 – 3).
Правило 2. В закупке АЭФ применяются установленные Законом обеспечительные меры, в том числе:
– обеспечение заявки при аукционе НМЦК свыше 1 млн. рублей – по общему правилу от 0,5 до 1% НМЦК (Закон, ст. 44);
– обеспечение контракта – по общему правилу в размере 0,5%–30% НМЦК (Закон. Ст. 96, ч. 6, ч. 6.1 – 6.2-1, 8)
– антидемпинговые обеспечительные меры в соответствии со ст. 37 Закона.
Правило 3. Заказчик установленным порядком вправе отменить аукцион или внести изменения в извещение (см. Закон, ст. 36, ст. 42, ч. 4)
Правило 4. Участвовать в электронном аукционе может только участник, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на этой площадке, который подает на электронную площадку заявку, содержащую информацию и документы о товаре (работе, услуге) и об участнике. (Закон, ст. 43, ч. 6; ст. 24.2)
Правило 5. Порядок проведения подачи ценовых предложений (торгов): «шаг аукциона» 0,5%-5%, время подачи ценовых предложений – 4 минуты, общее время подачи – не более 5 часов
Участники закупки, подавшие заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта подать с использованием ЭТП ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая аукциона «на повышение») НМЦК (Закон, ст. 49, ч. 2)
Подача ценовых предложений начинается через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок (см. п. 23 ст. 42) и проводится в следующем порядке:
1) «шаг аукциона» от 0,5% до 5% НМЦК;
2) не допускается подача участником закупки ценового предложения:
а) равного нулю;
б) равного ранее поданному или превышающего его;
в) которое ниже текущего min, сниженного на «шаг аукциона»;
г) которое ниже, чем текущее мин., поданное таким участником. (Закон, ст. 49, ч. 3);
3) время подачи ценовых предложений составляет 4 мин. с момента начала процедуры. В случае поступления нового ценового предложения время приема ценовых предложений на электронной площадке автоматически увеличивается на 4 мин. с момента поступления такого предложения и так далее.
При этом общая продолжительность приема не должна превышать 5 часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений;
После завершения торгов (процедуры подачи предложений по результатам которой победитель определен) проводится «переторжка» (торги за второе место). В течение 10 минут с момента окончания торгов участник вправе подать одно ценовое предложение не ниже, чем цена победителя.
Важно!
Если несколькими участниками поданы одинаковые ценовые предложения, лучшей ценой будет ценовое предложение, поданное участником ранее других. (Закон, ст. 49, ч. 3)
Правило 6. Формирование оператором протокола подачи ценовых предложений
Оператор электронной площадки:
1) присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта;
2) формирует протокол подачи ценовых предложений и направляет протокол, вместе с документами участников торгов, которые находятся на площадке, заказчику.
7. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ АЭФ
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) комиссия по осуществлению закупок:
а) рассматривает заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором ЭТП в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимает решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 – 8 ч. 12 ст. 48 Закона;
Отклонение заявки (ст. 48, ч. 12, пункты 1 – 8)
При рассмотрении заявок на участие в АЭФ заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона – представляются оператором ЭТП), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона;
4) предусмотренных подпунктом «а» п. 1 (за исключением случая, предусмотренного п. 5 настоящей части), подпунктом «а» п. 2 ч. 4, подпунктом «а» п. 1 (за исключением случая, предусмотренного п. 5 настоящей части), п. 2 ч. 5 ст. 14 Закона;
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона, если такие информация и документы определены в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона (в случае установления в соответствии с п/п. «а» п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона в извещении об осуществлении закупки запрета закупок товара, происходящего из иностранного государства);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 ФЗ от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного п/п. «а» настоящего пункта, присваивает каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного п. 9 ч. 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абз. 1 п. 9 ч. 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений НПА, принятых в соответствии со ст. 14 Закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер (Закон, ст. 49, ч. 5, п. 1
2) заказчик формирует с использованием ЭТП протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 – 7 ч. 17 ст. 48 Закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору ЭТП. (Закон, ст. 49, ч. 5, п. 2).
Внимание!
С 01.09.2024 подписание электронных документов в ЕИС и на электронной площадке представителем организации (за исключением руководителя) допускается исключительно на основании машиночитаемой доверенности (далее – МЧД) в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ. Сотрудники заказчика и поставщика должны иметь сертификат электронной подписи не от имени организации, а выданный физическому лицу. Посредством МЧД руководитель должен передать своему сотруднику право подписывать электронные документы юридического лица его (сотрудника) квалифицированной электронной подписью, или документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя, который это делает на основании учредительных документов организации без доверенности.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА
Подписание контракта победителем и заключение контракта с победителем (подписание заказчиком) производится в установленные законом сроки, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС «итогового» протокола.
Заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на ЭТП (с использованием ЕИС) проект контракта не позднее 2 рабочих дней со дня размещения итогового протокола.
Победитель аукциона не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, подписывает проект усиленной электронной подписью и одновременно размещает на ЭТП подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Заказчик не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем размещения участником, с которым заключается контракт, информации и документов размещает в ЕИС и на ЭТП (с использованием ЕИС) подписанный усиленной электронной подписью контракт. (Закон. Ст. Ст. 51, ч. 2, п. 1; ч. 3, п. 1; ч. 4, п. 1).
При формировании и размещении проекта контракта заказчик вправе (за исключением случая, закупки с неопределенным объемом) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ЦК и НМЦК. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления ЦК на количество товара.
Участник вправе направить протокол разногласий в одном (нескольких) из случаев:
1) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта (с требованиями, установленными в извещении и заявке участника);
2) несогласие заключить контракт при увеличении заказчиком количества
При уклонении победителя контракт заключается с участником, которому присвоен следующий порядковый номер.
Заказчик заключает контракт с таким участником, не отозвавшим свою заявку, в случае:
1) если участник (победитель или следующий за ним) признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с ч.ч. 9 и 10 ст. 31 Закона.
Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом, обязаны подписать контракт. Однако:
– при формировании и размещении проекта контракта если заказчик увеличил количество поставляемого товара на сумму экономии (НМЦК – ЦК), участник вправе отказаться от заключения контракта на таких условиях путем протокола разногласий. Закон. Ст. 51, ч. 1, 2, 7.
– «участник №2» вправе отказаться от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона (расторжения действующего контракта) (Закон. Ст. 51, ч. 3, п.п.2, 3).
Последствия несостоявшегося электронного аукциона (один участник) – заказчик обязан заключить контракт с этим единственным участником. АЭФ признан несостоявшимся по основаниям ч. 1 ст. 52 Закона (имеется только одна надлежащая заявка – подана или допущена, п.п.1 и 2 ч. 1 ст. 52), то в соответствии с ч. 2 или 5 ст. 52 Закона заказчик обязан заключить контракт с участником, подавшим надлежащую заявку в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона (Закон. Ст. 49, ч. 9, ст. 52).
9. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В АЭФ
Обратим внимание, что Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушения проведения аукциона, в том числе:
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч руб. (КоАП, ст. 7.30.1, ч. 2)
Нарушение установленных в соответствии с законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок требований к определению и обоснованию НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги или начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги –
наложение адм. штрафа на должностных лиц в размере 1% НМЦК, ЦК, заключаемого с единственным поставщиком, НЦЕ товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не менее десяти тыс. и не более 50 тыс. руб. (КоАП, ст. 7.30.1, ч. 3)
Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований, установленных законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе, либо применение закрытого конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с уполномоченным ФОИВ, либо проведение закрытого конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на условиях, отличных от согласованных с указанным органом, либо заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусмотренных законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе, либо заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контрольным органом в сфере закупок в случаях, если необходимость такого согласования предусмотрена указанными законодательством и НПА –
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. (КоАП, ст. 7.30.1, ч. 4)
Нарушение установленных законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе требований к содержанию документов, формируемых (составляемых) при осуществлении закупок, к порядку и сроку размещения информации и документов, за исключение случаев, предусмотренных ч.ч. 1, 2 и 9 настоящей статьи, либо неразмещение информации и документов в нарушение порядка, установленного законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 1 и 9 настоящей статьи –
предупреждение или наложение адм. штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей. (КоАП, ст. 7.30.1, ч. 5)
В продолжении статьи будут рассмотрены вопросы влияния национального режима на формирование объекта закупки и обоснование НМЦК.
[1] Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Закон. Ст. 59, ч. 2.
[2] Закон. Ст. 24, ч. 6, ч. 8.
[3] Закон. Ст. 24, ч. 11.
[4] Например, информационное письмо Минфина России от 18.12.2023 N 24-01-10/122331 «О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке»
[5] Письмо Минфина России от 18.12.2023 № 24-01-10/122331.
