Обзор изменений в системе госзакупок по Закону №44-ФЗ за июль 2022 года

С 01 июля 2022 года срок оплаты по контрактам, заключенным по Закону №44-ФЗ, для всех заказчиков составляет не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (но есть исключения)

В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС либо приглашения принять участие направлены с 01 мая 2022 года, не может превышать 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Исключениями являются следующие случаи: 

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования ЕИС (при этом срок оплаты должен составлять не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке);

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению (при этом срок оплаты должен составлять не более 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке);

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Норма, закрепленная в ч.13.1 Закона №44-ФЗ, с 1 июля действует для всех заказчиков. Закончился переходный период на новые сроки оплаты, установленный частью 12 ст.6 Закона №104-ФЗ для заказчиков, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, автономными и бюджетными учреждениями.  

 Внимание!  С 9 июля 2022 года появилось еще одно исключение по срокам оплаты. 

В соответствии с новой редакцией п. 2 ч. 13.1 ст. 34 Закона №44-ФЗ, вступившей в силу 09 июля 2022 года, в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, срок оплаты заказчиком исполненного по такому контракту должен составлять не более 20 рабочих дней с даты подписания документа о приемке.

С 01 июля 2022 года скорректированы требования к контрактной службе, контрактным управляющим и  комиссии по осуществлению закупок 

Вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 11.06.2022 №160-ФЗ, в  ст.38 и ст.39 Закона №44-ФЗ. 

На руководителя заказчика, руководителя контрактной службы, работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии возложена обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».  

Уточнен перечень оснований, при наличии которых быть членом закупочной комиссии запрещено. В частности, установлено требование об отсутствии личной заинтересованности в объеме, определенном Законом №273-ФЗ.

С 01 июля заказчикам необходимо устанавливать в извещении новое требование к участникам закупки

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2022 г. №937 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. №2571. Теперь подпунктом «б» пункта 1 Постановления №2571 установлено, что в случае если заказчиком в извещении не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, заказчик обязан установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона №44-ФЗ, включенной в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами (государственными объединениями, союзами и др.) мер ограничительного характера.

Проще говоря, Постановление №937 закрыло доступ к госзакупкам компаниям, которые отказались от исполнения госконтракта из-за санкций, примененных в отношении заказчика.

Порядок установления нового дополнительного требования разъяснен Минфином России в письме от 27.06.2022 № 24-01-09/61077. В письме отмечается, что  требование, предусмотренное подпунктом «б» пункта 1 Постановления №2571, с 1 июля 2022 года устанавливается заказчиком:

  • при осуществлении любых закупок любых товаров, работ, услуг (то есть, не только при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, содержащихся в приложении к Постановлению №2571), если извещения размещены в ЕИС (приглашения направлены) с 1 июля 2022 г., а также при заключении с 1 июля 2022 г. контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • в обязательном порядке, если заказчиком не реализовано право установить в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в РНП,  включенной в РНП по любым основаниям. Если заказчиком такое право реализовано, то требование, предусмотренное подпунктом «б» пункта 1 Постановления № 2571, заказчиком не устанавливается.

Таким образом, новое дополнительное требование необходимо устанавливать в закупке только в случае, если не установлено общее требование по части 1.1. ст.31 Закона №44-ФЗ об отсутствии в РНП информации об участнике закупки, его руководителях и собственниках. 

С 01.07.2022 г. документооборот по поводу нарушения условий контракта  по электронным закупкам ведется в ЕИС

Статья 94 Закона №44-ФЗ дополнена новой частью 16, согласно которой обмен документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением сторонами условий контракта проводится с использованием ЕИС путем направления электронных уведомлений (Федеральный закон от 28 июня 2022 г. №231-ФЗ). 

Новая норма касается контрактов, заключенных по результатам электронных процедур и закрытых электронных процедур (но есть исключения). 

В версии ЕИС 12.2 работа с претензиями реализована в блоке  «Реестр документов об исполнении контракта» (вкладка «Переписка и уведомления»). Чтобы данный блок был доступен, заказчику необходимо назначить соответствующие права доступа пользователю. 

 Внимание!  Нарушение обязанности размещения в ЕИС уведомления о претензии может быть признано административным правонарушением по ч.3 ст.7.30 КоАП РФ (штраф на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей; на юридических лиц – 500 тысяч рублей).

С 01 июля 2022 года упрощена процедура одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур

С указанной даты указанную процедуру регламентирует часть 12.1 ст.95 Закона №44-ФЗ (в редакции Закона №360-ФЗ).

При одностороннем отказе от контракта, который заключили по итогам электронных процедур, заказчику достаточно разместить решение в ЕИС (есть исключения, например, закупки с гостайной). Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта формируется и размещается заказчиком в разделе ЕИС «Реестр документов об исполнении контракта» (вкладка «Переписка и уведомления»).

Решение автоматически направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). С момента поступления решения поставщик (подрядчик, исполнитель) считается надлежаще уведомленным о расторжении контракта.

С 01 июля 2022 года в случае расторжения контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, контракт со «вторым» (и последующими) участниками закупки заключается в электронной форме  

Контракт в этом случае заключается в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый контракт. Порядок заключения контракта со «вторым» (и последующими) участниками предусмотрен пунктами 1 и 2 части 2, частями 3-5 статьи 51 Закона №44-ФЗ, он аналогичен порядку заключения контракта с победителем закупки. Если участник отказался от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал свою заявку. 

Указанные нормы содержатся в части 17.2 ст.95 Закона №44-ФЗ. 

Соответствующие доработки реализованы в версии ЕИС 12.2. 

Напомним, что ранее заключение таких контрактов осуществлялось в бумажной форме.

С 01 июля 2022 года изменились случаи и сроки направления заказчиками информации в РНП

Теперь в РНП включается информация о любых поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или  ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по контракту, а также об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов (ч.2 ст.104 Закона №44-ФЗ). 

Согласно новой ч.22.2 ст.95 Закона №44-ФЗ в случае одностороннего отказа поставщика от исполнения контракта, заказчик должен направить обращение о включении информации о поставщике в РНП.

Если контрольный орган сочтет отказ поставщика необоснованным, сведения о нем включат в РНП. 

Сроки, в течение которых заказчик обязан направить обращение о включении информации об участнике закупки (поставщике) в РНП:

1) если участник признан уклонившимся от заключения контракта (для открытых закупок) – в день размещения в ЕИС протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта (подпункт «б» пункта 2 ч.6 ст.51 Закона №44-ФЗ). Протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч.3 и ч.5 ст.51 Закона №44-ФЗ;

2) если участник признан уклонившимся от заключения контракта (для закрытых закупок) – не позднее двух рабочих дней, следующих за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных пунктом 2 ч.14 ст.73 Закона №44-ФЗ (подпункт «в» пункта 4 ч.14 ст.73 Закона №44-ФЗ); 

3) если контракт расторгнут в связи с вступлением в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, – не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.16 ст.95 Закона №44-ФЗ); 

4) если контракт расторгнут в связи с вступлением в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта – не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.22.2. ст.95 Закона №44-ФЗ);

5) если вступило в силу  решение суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта – не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта (ч.4 ст.104 Закона №44-ФЗ).

Напомним, что по электронным процедурам с 01 апреля 2022 года обращение о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП заказчик направляет через ЕИС в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. №1078.

С 01 июля 2022 года изменены требования к формулировкам в тексте независимой гарантии

Изменения, внесенные в статью 45 Закона №44-ФЗ, касаются условий независимой гарантии, предоставляемой в обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств:

1) в п.3 ч.2 ст.45 Закона №44-ФЗ уточнено условие об ответственности гаранта. Теперь независимая гарантия должна содержать следующее условие о неустойке:

«обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии»;

2) в части 3 ст.45 Закона №44-ФЗ исключена формулировка о праве заказчика на бесспорное списание средств со счета гаранта, но введена обязанность гаранта уплатить заказчику средства по гарантии не позднее 10 рабочих дней. Итоговая формулировка выглядит следующим образом:

«В независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования».

3) частью 8.2. ст.45 Закона №44-ФЗ предоставлено право Правительству РФ устанавливать типовую форму независимой гарантии, используемой по Закону №44-ФЗ. 

Заказчикам необходимо учесть новые требования к оформлению независимых гарантий при подготовке извещений об осуществлении закупки и проектов контрактов.

С 09 июля 2022 года действуют изменения, касающиеся закупок лекарств и медицинских изделий

1) расширен круг заказчиков, которые вправе использовать п. 5.1. ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ.

Исключено условие о том, что закупки у единственного поставщика на основании п.5.1. ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ могут проводить только государственные и муниципальные медицинские организации. 

Но по данному основанию теперь нельзя закупать лекарственные препараты,  можно приобретать только  медицинские изделия и расходные материалы. Указанные закупки заказчики теперь вправе проводить без разрешения учредителя заказчика.

2) расширен перечень закупок у единственного поставщика, которые проводятся  в электронной форме с использованием электронной площадки.

В электронной форме по правилам ч.12 ст.93 Закона №44-З теперь могут проводиться закупки медицинских изделий и расходных материалов на основании п.5.1. ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, а также технических средств реабилитации и услуг Фондом социального страхования Российской Федерации на основании п.5.2. ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ (ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ). Сумма такой закупки по-прежнему не может превышать 3 миллионов рублей. Ранее электронные закупки у единственного поставщика можно было провести только на основании п.4 и п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ.

3) Введено новое основание для изменения цены контракта в закупках лекарств, медицинских изделий или расходных материалов. 

Согласно новой ч. 65.2 ст. 112 Закона №44-ФЗ до 31 декабря 2022 года допускается изменение  условия о количестве таких товаров в пределах 30 %, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения с обязательностью соответствующей корректировки цены контракта. Цена единицы товара при этом не изменяется.


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге


Актуальные вопросы применения КТРУ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *