Обоснование начальной (максимальной) цены договора в закупках по закону № 223-ФЗ. Часть 1

В статье будут рассмотрены вопросы:

1. Порядок формирования цены договора в Положении о закупках, какие использовать методы определения цены договора, цены единицы товара (работы, услуги).

2. Типы цен договоров в Законе 223-ФЗ.

3. Влияние размера НМЦД (цены договора) на условия закупки (зависимость условий закупки от размера НМЦД; влияние размера НМЦД на сроки закупки; защитные меры национального режима и цена договора).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке (далее – Положение) регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее – формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

При этом Законом 223-ФЗ не установлен ни порядок обоснования начальной (максимальной) цены договора (далее – НМЦД) (цены договора, единицы), ни требования о применении тех или иных способов обоснования таких цен. Указанный порядок / способы заказчики определяют и закрепляют в Положении самостоятельно.

Таким образом, заказчики не только вправе, но и обязаны самостоятельно разработать и предусмотреть в Положении методику обоснования НМЦД (цены договора, единицы), в том числе предусмотреть необходимость получения для такого обоснования ценовой информации в отношении планируемых к закупке товаров, работ, услуг путем направления запросов поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также установить требования к документам, содержащим такую ценовую информацию, в том числе и расчет НМЦД по коммерческим предложениям.

Обоснование НМЦД заключается в выборе метода обоснования НМЦД, сборе необходимой информации и документов, выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.

1. Порядок формирования цен договоров, который необходимо предусмотреть в положении о закупке

Порядок определения и обоснования такой цены заказчикам необходимо самостоятельно разработать с учетом, в том числе специфики хозяйственной деятельности и включить в положение о закупке (Письма Минфина России от 02.09.2022 № 24-07-07/85718, от 13.07.2021 № 24-07-08/55520).

Обратим внимание, что ч. 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ оговаривает не только порядок определения НМЦД и цены договора с единственным поставщиком, но и порядок определения формулы цены, цены единицы товара и максимального значения цены договора.

Таким образом, в Положении обязательно должен быть предусмотрен порядок определения и обоснования:

– НМЦД;

– ЦД, заключаемого с единственным поставщиком;

– цены единицы товара (работы, услуги),

а также порядок определения:

– формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику);

– максимального значения цены договора.[1]

В извещении о закупке должны быть указаны:

– сведения о НМЦД, либо формула цены и максимальное значение цены договора (далее – ЦД), либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение ЦД.[2]

А в документации:

– сведения о НМЦД, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение ЦД;[3]

– обоснование НМЦД, либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.[4]

Итак, в извещении, документации о конкурентной закупке сведения о цене договора могут быть указаны в одной из следующих трех форм:

1) начальная (максимальная) цена договора;

2) формула цены и максимальное значение ЦД;

3) цена единицы товара (работы, услуги) и максимальное значение ЦД.[5]

Типы цен договоров в закупках по Закону 223-ФЗ приведены в табл. № 1.

Порядок определения формулы цены, требования к таким формулам также не регламентируется Законом 223-ФЗ, заказчик разрабатывает их самостоятельно, с учетом отраслевой специфики закупки.

Пример. Цена договора на закупку ГСМ будет определена по формуле:

ЦД = ЦЕ x V, где:

ЦЕ – цена за 1 л топлива, установленная для розничных продаж на АЗС на день отпуска товара, но не более цены за 1 л топлива, указанной в договоре;

V – объем топлива в литрах на весь срок действия договора.

1. Табл. № 1

ТИПЫ ЦЕН ДОГОВОРОВ

ТВЕРДАЯ ЦЕНА

ОТСУТСТВИЕ ТВЕРДОЙ ЦЕНЫ
(в т. ч. закупки неопределенного объема)

ЦЕНА ДОГОВОРА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ

НМЦД

МАКСИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦЕНЫ И

ЦЕНА ДОГОВОРА (в отдельных случаях – цена права заключения договора)[6]

Формула цены

Начальная цена единицы товара,
работы, услуги (далее – ТРУ)

В проект электронного договора включается ЦД, предложенная участником, с которым заключается договора, либо предложение о цене за право заключения договора в случае ч. 18 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ

ЦД включает в себя информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей

В 223-ФЗ отсутствуют особые случаи определения НМЦД (ЦД) как в Законе № 44-ФЗ:

– в сфере градостроительства;

– по энергосервисным контрактам;

– отдельных видов медицинского оборудования;

– ЛП для мед. применения;

– топлива моторного, включая бензин (приказ ФАС от 22.11.2024 № 894/24) и т.д.

ВСЕ ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНЫ УКАЗЫВАЮТСЯ В ПОЛОЖЕНИИ

 Пример

ЦД = ЦЕ x V

НЕВОЗМОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ОБЪЕМ. Провести конкурентную закупку с неопределенным объемом можно, если соответствующий порядок установлен Положением.

В соответствии со ст. 3.6 Закона 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением.

При этом Закон 223-ФЗ не содержит ограничений по числу, объему, случаям неконкурентных закупок, в т.ч. закупок у единственного контрагента.[7]

Кроме того, заказчик заключает договоры с единственным поставщиком по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Порядок определения и обоснования ЦД указывается в Положении

Конкурентную закупку без указания количества поставляемой продукции провести нельзя, поскольку это обязательное сведение для включения в извещение (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона 223-ФЗ). Поэтому в случаях, когда заказчик не может точно спланировать объем, рекомендуется, установите, например, следующие условия закупки:

  • максимальный объем, который может быть поставлен по договору;
  • условия о поставке по заявкам заказчика, а также, что заказчик вправе не выбирать весь объем по договору.

При этом порядок закупки должен быть предусмотрен Положением.

Вместо стандартного условия о НМЦД указать один из вариантов:

1) цену единицы товара и максимальное значение ЦД. В этом случае будет фиксированная цена единицы ТРУ;

2) формулу цены и максимальное значение ЦД.

Важную роль в обосновании цены договора (НМЦД, Цены единицы ТРУ) играет метод определения цены договора, цены единицы товара (работы, услуги).

– метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данный метод можно использовать в качестве приоритетного. Для сопоставления цен можно, например, запросить коммерческие предложения от потенциальных поставщиков;

– нормативный метод, когда установлены предельные цены на товары, работы, услуги;

– тарифный метод в случаях, когда цена определяется по регулируемым на государственном или муниципальном уровне ценам (тарифам);

– проектно-сметный метод для закупок в области строительства;

– затратный метод. Цена в этом случае определяется как сумма произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли.

Также для разработки методов определения цены используются утвержденные для закупок по Закону № 44-ФЗ Методические рекомендации по применению данных методов (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

Установленные в Законе № 44-ФЗ методы и Методические рекомендации Минэкономразвития не являются обязательными для заказчиков по Закону 223-ФЗ, однако они могут быть полезны для самостоятельной разработки методов обоснования и определения цены.

К примеру, может быть утверждена Положением и внедрена форма обоснования цены из приказа № 567, рис. 1.

Рис. 1. Форма обоснования цены договора

В разделе Положения «Обоснование начальной (максимальной) цены договора» может быть указано, что:

1) обоснование НМЦД заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании, которое подлежит размещению в открытом доступе в ЕИС, не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦД документов, снимки экрана (“скриншот”), целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению;

2) в целях осуществления закупки Заказчик:

а) определяет потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок;

б) устанавливает перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

в) проводит исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено Положением, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих установленным им требованиям;

г) формирует описание объекта закупки;

д) определяет применимый метод (методы) определения НМЦД;

е) осуществляет соответствующим методом определение НМЦД;

ж) формирует обоснование НМЦД в соответствии с п. 1.

Как правило, заказчики указывают в Положении, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора

Метод анализа рынка заключается в установлении начальной (максимальной) цены договора на основании информации о рыночных ценах (далее – ценовая информация) идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Чаще всего, анализ рынка проводится путем:

– направления запросов о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих ТРУ, информация о которых имеется в свободном доступе;

– сбора информация в реестре договоров о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в договорах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими договорами.

При этом, при использовании в целях определения НМЦД ценовой информации из указанных источников, заказчик приводит полученные цены товара, работы, услуги к сопоставимым с условиями планируемой закупки коммерческим и (или) финансовым условиям поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также приводит цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦД к текущему уровню цен.

Что касается заказчиков гор. Москвы, то Распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 № 242-РП утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, которыми также можно руководствоваться.

В продолжении статьи будут проанализированы вопросы зависимости цены и национального режима, особенностей закупки, НДС в цене договора и сделаны выводы.

  1. Закон, ст. 2, ч. 2.

  2. Закон 223-ФЗ, ст. 4, ч. 9, п. 5.

  3. Там же, ч. 10, п. 5.

  4. Там же, п. 7.

  5. Закон 223-ФЗ, ст. 4, ч. 9, ч. 10, п. 5, п. 7.

  6. В случае, если при проведении электронного аукциона цена договора снижена до 0,5% НМЦД или ниже, аукцион проводится на право заключить договор путем повышения ЦД исходя из положений Закона о порядке проведения такого аукциона (Закон 223-ФЗ, ст. 3.2, ч. 18).

  7. Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97814.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *