Обоснование начальной (максимальной) цены договора в закупках по закону № 223-ФЗ. Часть 2

В первой части статьи рассматривались:

1. Порядок формирования цены договора в Положении о закупках, какие использовать методы определения цены договора, цены единицы товара (работы, услуги).

2. Типы цен договоров в Законе 223-ФЗ.

Во второй части статьи будут рассмотрены вопросы связи цены договора и применения защитных мер национального режима, особенностей закупки, а также некоторые вопросы включения налога на добавленную стоимость в цену договора и сделаны выводы по теме.

2. Цена договора и применение защитных мер национального режима

Запрет, предусмотренный п. 1, п. 4 «ж» ПП № 1875, может не применяться заказчиками в том числе при наступлении одного из следующих случаев:

2.1. Осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам и программному обеспечению, указанным в позициях 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦД, цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 300 тыс. рублей.[1]

2.2. Осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам и программному обеспечению, указанным в позициях 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 приложения N 1 к настоящему постановлению, в одном из следующих случаев:

НМЦД, максимальное значение цены договора или цена заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договора, не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей;

ни одна из использованных при определении НМЦД или цены заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договора, цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей и при этом произведение каждой цены единицы товара на количество такого товара не превышает 1 млн. рублей[2];

2.3. Осуществляется закупка товаров, указанных в поз. 35 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦД, цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 3 тыс. рублей.[3]

2.4. Осуществляется закупка товаров, указанных в поз. 35 приложения № 1, при которой НМЦД, максимальное значение цены договора, цена договора, заключаемого с единственным поставщиком, не превышает 30 тыс. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 3 тыс. рублей.[4]

3. Цена договора и особенности закупки

3.1. Обеспечение заявок. Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если НМЦД не превышает 5 млн. рублей. В случае, если НМЦД превышает 5 млн. руб., заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более 5% НМЦД. (Закон 223-ФЗ, Ст. 3.2. ч. 27).

3.2. Размещение в ЕИС. Заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. (Закон 223-ФЗ, ст. 4, ч. 15).

3.3. Размещение извещения. Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) размещает в ЕИС извещение о проведении:

1) конкурса в электронной форме в следующие сроки:

а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе в случае, если НМЦД не превышает 30 млн. рублей;

б) не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦД превышает 30 млн. рублей;

2) аукциона в электронной форме в следующие сроки:

а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦД не превышает 30 млн. рублей;

б) не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦД превышает 30 млн. рублей;

3) запроса предложений в электронной форме не менее чем за пять рабочих дней до дня проведения такого запроса предложений. При этом НМЦД не должна превышать 15 млн. рублей;

4) запроса котировок в электронной форме не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок. При этом НМЦД не должна превышать 7 млн. рублей. (Закон, ст. 3.4, ч. 3).

3.4. Ограничение цены в закупке у СМСП. Для осуществления закупок, участниками которых являются только СМСП, заказчик вправе установить в Положении способ неконкурентной закупки при этом цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. руб.[5]

В случае если НМЦД (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 200 млн. рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик обязан осуществить закупки таких ТРУ у СМСП.[6]

В случае если НМЦД (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг превышает 200 млн. рублей, но не превышает 800 млн. рублей и указанные ТРУ включены в перечень, заказчик вправе осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у СМСП.[7]

5.5. Цена и формирование лота. Юридическим лицам, указанным в ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ рекомендовано при осуществлении в соответствии с Законом 223-ФЗ и ПП 1875 закупок ЛП и медизделий руководствоваться положениями ПП РФ от 17.10.2013 № 929 Об установлении предельного значения НМЦК (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями и ПП РФ от 19.04.2021 № 620 О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.[8]

5.5.1. ПП 929 установлено предельное НМЦК (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, в размере (за исключением случаев, указанных в п. 2 ПП 929:

1 млн. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. рублей;

2,5 млн. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. рублей до 5 млрд. рублей;

5 млн. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. рублей.

Установлено предельное значение НМЦК (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств:

лекарственное средство с МНН (при отсутствии такого наименования – с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства;

  • наркотическое лекарственное средство;
  • психотропное лекарственное средство;
  • радиофармацевтическое лекарственное средство.

5.5.2. ПП РФ от 19.04.2021 № 620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Минздравом РФ, при условии, что значение НМЦК (цены лота) превышает:

600 тыс. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медизделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;

1 млн. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медизделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

1,5 млн. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медизделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.

При этом указанное в п. 1 ПП требование не применяется:

при закупках медизделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством РФ;

при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (договор) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями;

при закупках медизделий, по результатам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Закона № 44-ФЗ.

4. НДС при определении цены договора

1.1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который взимается с большинства операций по реализации товаров, работ и услуг на внутреннем рынке. С его помощью государство собирает доходы на каждом этапе как производства, так и реализации товара: от изготовителя до конечного потребителя, при выполнении работ, услуг.

Налогообложение НДС предусматривает как общее правило – НДС платит продавец, так и частный случай, когда НДС платит покупатель – заказчик (налоговый агент) (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Общая схема налогообложения НДС и частный случай

НДС в закупках как составной элемент цены договора учитывается в следующих операциях:

1) сбор данных о договорных ценах для обоснования НМЦК методом анализа рынка;

2) формирование условия о цене договора в проекте договора: «Цена договора ____ руб., в т.ч. НДС __% ( __ руб.)» или «Цена договора ___ руб. (Операция не облагается НДС)»;

3) расчеты за поставленную продукцию;

4) расчеты по договору в условиях, когда заказчик выполняет функции налогового агента (при уменьшении цены договора на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, если в соответствии с законодательством РФ о такие платежи подлежат уплате заказчиком как налоговым агентом).

Налогообложение НДС субъектов, находящихся на УСН

До 31.12.2024 все субъекты, применяющие УСН, были освобождены от уплаты НДС. Исключение: субъекты, применяющие УСН, являлись налоговыми агентами по НДС: при импорте товаров; добровольно выставляли счёт-фактуру; покупали (продавали) в качестве посредника товары иностранным субъектам, не имеющим регистрации в российских органах ФНС; приобретали (арендовали) имущество казны. (К имуществу казны относится государственное (муниципальное) имущество, не закреплённое за организациями); продавали конфискат, клады или ценности, перешедшие государству в качестве наследства.

С 01.01.2025 организации и ИП, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС[9].

Тем не менее, если:

а) у субъекта, применяющего УСН доход за предыдущий год 60 млн. руб., действует освобождение от НДС[10];

б) применяются пониженные ставки НДС[11]:

– 5% – если доходы за предыдущий год не превышают 250 млн. руб.;

– 7% – если доходы за предыдущий год не превышают 450 млн. руб.;

в) есть операции, по которым, несмотря на переход на пониженные ставки 5% и 7%, налог рассчитывается по иным ставкам[12]:

– ввоз товаров в РФ и операции, по которым является налоговым агентом в соответствии с п. 1, 3 – 6 ст. 161 НК РФ – по общим ставкам;

– операции, указанные в п/п. 1 – 1.2, 2.1 – 3.1, 7 и 11 п. 1 ст. 164 НК – по ставке 0 %.

г) если нет права на освобождение или пониженные ставки не применяются и НДС исчисляется и уплачивается так же, как на общей системе налогообложения. Это означает, в частности, что: применяются общеустановленные ставки налога – чаще – 20% и есть право на вычеты по НДС.

Независимо от исчисляемой ставки НДС, операции, указанные в ст. 149 НК РФ, освобождены от налогообложения.

Рассмотрим вопрос включения НДС в цену договора. Договор должен заключаться заказчиком по цене победителя конкурентной процедуры вне зависимости от применяемой им системы налогообложения (без уменьшения или увеличения на сумму НДС).

Так, к примеру, в постановлении АС Дальневосточного округа от 13.04.2023 N Ф03-1069/23 (отказано в пересмотре определением ВС РФ от 04.09.2023 № 303-ЭС23-13304) суды указали, что установленный заказчиком порядок осуществления закупки и определения победителя, позволяющие увеличить итоговую цену договора на сумму НДС от цены, предложенной участником, осуществляющим деятельность в рамках ОСН, нарушает принципы проведения закупки по правилам Закона 223-ФЗ (равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции), приводит к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими УСН, то есть приводит к созданию неравных условий осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Включение в Положение о закупках условия о возможности снизить цену на сумму НДС без согласования с победителем закупки при применении им УСН не является законным основанием для совершения данных действий. Это связано с тем, что такие действия противоречат указанному в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Указание в извещении вариативной формы: НМЦД (цена закупки) составляет: 18 883 952,64 руб. с НДС / 15 736 627,20 руб. без НДС (в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения) оценено контрольными органами и судами как нарушение заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ, т.е. установление ненадлежащих сведений о НМЦД.[13]

Из буквального толкования ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ следует, что при определении в документации о закупке НМЦД заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом содержит или нет цена НДС[14].

При этом следует согласиться с позицией УФАС, что, значение, указанное без учета НДС, фактически не является НМЦД, заключаемого по результатам закупки, поскольку в случае заключения договора с участником, являющимся плательщиком НДС, цена такого договора может превышать указанную цену[15].

При этом, по соглашению сторон договора, заключенного в соответствии с Законом 223-ФЗ, его цена может быть изменена в связи возникновением у исполнителя обязанности по исчислению и уплате НДС по причине изменения законодательства в том случае, если такое изменение не противоречит положениям указанного договора и Положению о закупках.

ВЫВОДЫ

1. Порядок определения и обоснования НМЦД в закупках по Закону 223-ФЗ разрабатывается заказчиком и указывается в Положении о закупках. При этом многие заказчики руководствуются соответствующими положениями законодательства о контрактной системе.

2. Закон 223-ФЗ не содержит ограничений по изменению цены договора. Единственное требование в этой части – внесение изменений в ЕИС. «В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются … цена закупаемых товаров, работ, услуг … по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий»[16].

3. Размер цены договора влияет на установление обеспечения заявок, сроки размещения извещений в торгах, выбор способа закупки и возможность закупки у СМСП, а также на применение запрета закупки – защитной меры национального режима.

4. Рекомендовать заказчикам по Закону 223-ФЗ включить в Положение норму абз. 3 п. 7 «в», что при применении метода анализа рынка заказчик направляет запрос о предоставлении информации о цене товаров, указанных в поз. 1 – 145 приложения № 1, поз. 1 – 432 приложения № 2 к ПП 1875, не менее чем 3 субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности. Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств – членов ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии – однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов (договоров), заключенных заказчиками[17]

  1. ПП РФ от 23.12.2024 № 1875, п. 5, п/п «з».

  2. Там же, п. 5, п/п «и».

  3. Там же, п/п «к».

  4. Там же, п/п «л».

  5. ПП РФ от 11.12.2014 г. № 1352, п. 20.1.

  6. Там же, п. 18

  7. Там же, п. 19.

  8. Там же, п. 11

  9. Федеральный закон РФ от 12.07.2024 № 176-ФЗ, ст. 8, п. 2; ст. 2, п. 72.

  10. НК РФ ст. 145, п. 1, абз. 5.

  11. Там же, ст. 164, п. 8.

  12. Там же, ст. 164, п. 9.

  13. Постановление АС СЗО от 08.02.2024 по делу № А56-8609/2023. Решение УФАС по Кемеровской обл. от 06.03.2025 по жалобе № 042/07/3-322/2025.

  14. Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2021 по делу N 307-ЭС20-21065

  15. Постановление АС СЗО от 08.02.2024 по делу № А56-8609/2023.

  16. Закон 223-ФЗ, ст. 4, ч. 5.

  17. ПП 1875, п. 7 «в».



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *