Приказ Минфина России от 04.06.2018 №126н (далее – Приказ № 126н) принят в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона №44-ФЗ. Он устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС, ДНР, ЛНР). При этом товары, произведенные в государствах – членах ЕАЭС, ДНР, ЛНР, для целей применения Приказа №126н приравниваются к российским.
Напомним, что к странам ЕАЭС согласно Договору, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 года, относятся: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Армения.
В отличие от запретов на допуск, условия допуска позволяют заказчику купить иностранные товары и не обязывают закупочные комиссии отклонять заявки участников, которые содержат предложения иностранной продукции.
Приказ №126н предоставляет ценовые преференции участникам закупки. Размер таких преференций зависит от того, в какое приложение включен закупаемый товар. Чаще всего заказчики сталкиваются с закупками товаров, включенных в приложение №1 к Приказу №126н. Для таких товаров преимущество в отношении цены контракта составляет 15%. Если же товар закупается при реализации национальных проектов (программ) и содержится в приложении №2 к Приказу №126н, то размер ценового преимущества – 20%.
Перечни к Приказу №126н содержат широкую номенклатуру товаров: от продуктов питания до радиоэлектроники, машин и оборудования. Перечни обновляются и расширяются. После последних изменений, вступивших в силу с 27 июня 2022 года, перечень №1 включает 287 товаров, а перечень №2 – 69.
Приказ №126н: общие правила
Приказ №126н применяется только в конкурентных закупках, не применяется в закупках у единственного поставщика, в том числе в электронных закупках по ч.12 ст.93 Закона №44-ФЗ. Соответствующая норма закреплена в п.4 Приказа №126н.
Условия допуска необходимо установить в извещении о проведении закупки (п.15 ч.1 ст.42 Закона №44-ФЗ).
Пункт 3 Приказа №126н содержат запрет на объединение в одном контракте товаров, указанных в приложениях к Приказу №126н, и не указанных в них. А пункт 3.1. Приказа №126н запрещает при закупке по нацпроектам (программам) объединение в одном контракте товаров из приложения №2 к Приказу №126н и отсутствующих в этом приложении.
Подтверждение страны происхождения товара участник осуществляет декларированием ее наименования в составе заявки (п.1.6. Приказа №126н). При этом, если заявка смешанная и хотя бы один товар в ней имеет иностранное происхождение (не страна ЕАЭС, ДНР, ЛНР), вся заявка рассматривается закупочной комиссией как иностранная.
Если поставщик после заключения контракта не может поставить заявленный товар и стороны решают произвести его замену на товар с улучшенными характеристиками, необходимо учитывать, что п.1.7 Приказа №126н запрещает изменять страну происхождения товара на иностранное государство, кроме стран ЕАЭС, ДНР, ЛНР.
Когда Приказ №126н не применяется
- Если объявленная закупка не состоялась (подпункт «а» п.2 Приказа №126н);
- Если во всех заявках участников закупки, признанных комиссией соответствующими извещению, предложен товар из стран ЕАЭС, ДНР, ЛНР (подпункт «б» п.2 Приказа №126н);
- Обратная ситуация. Если все заявки участников, признанные комиссией соответствующими извещению, содержат предложения о поставке иностранного товара (подпункт «в» п.2 Приказа №126н);
- Если в закупке установлен запрет на допуск (ч.4 ст.14 Закона №44-ФЗ, подпункт «г» п.2 Приказа №126н).
Первые 3 случая необходимо учитывать закупочным комиссиям при рассмотрении заявок, чтобы правильно определить необходимость применения преимуществ по цене контракта в 15% и 20%.
О четвертом случае необходимо помнить при подготовке извещения. Если товар включен в приложение к Приказу №126н, а также в перечень к постановлению Правительства от 30 апреля 2020 г. №616, то в общем случае в закупке должен устанавливаться запрет на допуск, а не условия допуска. Однако, если запрет не устанавливается в силу исключения, предусмотренного постановлением Правительства №616, то действуют условия допуска по Приказу №126н.
Порядок установления условий допуска
Приказ №126н применяется в зависимости от способа определения поставщика.
Если проводится конкурс или запрос котировок в электронной форме, то заявки с товаром из стран ЕАЭС, ДНР, ЛНР рассматриваются с применением к указанной в них цене контракта понижающего коэффициента. Его размер составляет 15% для приложения 1 и 20% для приложения 2. Контракт при этом заключается по цене, предложенной в заявке победителя.
В случае аукциона заявка победителя определяется по наименьшей цене. Но если в такой заявке предлагается иностранный товар, то контракт с победителем будет заключаться по цене, сниженной на 15% (для приложения 1) или 20% (для приложения 2) от предложенной им на торгах. Если же у победителя заявка с отечественным товаром, то контракт заключается по предложенной им цене.
Здесь действуют исключения, установленные п.2 Приказа №126н, которые мы рассматривали ранее. Например, если на участие в закупке поданы все заявки с иностранным товаром, то нормы Приказа №126н о предоставлении ценового преимущества не применяются. В этом случае по результатам аукциона контракт будет заключен по цене победителя, хотя в его заявке предложен иностранный товар.
Особенности применения Приказа №126н при закупке лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП
При закупке лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП, если были отклонены заявки в соответствии с п.1 ПП РФ №1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене, если соблюдаются все следующие условия:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств – членов ЕАЭС, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в ГРЛС;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (при закрытых конкурентных способах закупки);
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с п.1 ПП РФ №1289 и при этом соответствует совокупности условий, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с п.1 ПП РФ №1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте «а» настоящего пункта (п.1.4 Приказа №126н).
В письме Минфина России от 18 января 2019 г. N 24-01-07/2281 (ответ на вопрос 3) разъясняется, что если отсутствует участник закупки, заявка которого соответствует вышеуказанным условиям, положения п.1.4. не применяются. При наличии совокупности условий, установленных подпунктом 1.4. пункта 1 Приказа №126н, контракт заключается с участником закупки, которым предложена наименьшая цена контракта среди участников закупки, заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 ПП РФ №1289.
Практике применения Приказа №126н будет посвящена наша следующая статья.
Текущая практика закупок промышленной и радиоэлектронной продукции
- КТРУ в системе ЕИС: применение в госзакупках
- Составление и утверждение плана-графика закупок в рамках 44-ФЗ
- Порядок и условия применения двухуровневой системы допуска при закупке радиоэлектронной продукции по Постановлению 878
- Федеральный закон 44-ФЗ: руководство по проведению электронных аукционов
- Постановление Правительства РФ № 832: актуальные изменения и применение в закупках
- Как применять постановление Правительства № 617 при закупках по 44-ФЗ