Национальный режим закупок: новые правила 2025 года, 44-ФЗ и 223-ФЗ. Часть 1

Читайте Часть 2 и Часть 3

В данном материале рассмотрены следующие вопросы:

  • Основные положения реформы национального режима согласно Закону № 318-ФЗ и Постановлению № 1875;
  • Какие документы подтверждают страну происхождения товара согласно Постановлению № 1875.

Вопрос 1. Основные положения реформы нацрежима 2025 г.

Национальный режим при осуществлении закупок – это система мер, включающая в себя правила и ограничения, применяемые при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (в контрактной системе), а также в корпоративных закупках (закон 223-ФЗ), для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и продукции, произведенной на территории государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Страна происхождения товара – страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке. При этом страной происхождения могут быть группы стран, таможенные союзы, регионы или часть страны. (ч. 1 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза). Подтверждением страны товара (кроме пищевых продуктов) станет номер записи из реестра российской промпродукции, евразийского реестра промтоваров.

ЕАЭС – Евроазиатский экономический союз (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения). Продукция, производимая в странах ЕАЭС, в целях национального режима приравнивается к российской и условна называется отечественной.

Ключевые положения изменений национального режима 2025 года, установленные Федеральным законом от 08.08.2024 г. № 318-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875:

– установлен единый порядок предоставления преимуществ отечественным товарам – применение 15% преференции в отношении предложений отечественных товаров вместо так называемых «условий допуска»;

– в режиме «ограничение допуска» при наличии предложения о поставке отечественной продукции установлен единый механизм «второй лишний» (при наличии в конкурентной закупке заявки на поставку отечественной продукции, удовлетворяющей всем требованиям извещения, вторая заявка, предлагающая поставку иностранных товаров, работ, услуг – считается лишней и отклоняется);

– установлены требования к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе форма отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, со сроком предоставления до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.

Примечание: однако, постановлением Правительства (далее – ПП) № 1875 минимальная доля закупки установлена только для отдельных заказчиков по Закону № 223-ФЗ из числа хозяйственных обществ. В числе исключений – общества из сводного реестра организаций ОПК.

Таким образом, национальный режим включает: запрет закупки иностранной продукции, ограничения допуска иностранной продукции, преимущества для закупки отечественных товаров.

Утратили силу с 01.01.2025 нормативные правовые акты (далее – НПА), регулировавшие национальный режим закупок: ПП РФ №№ 102, 832, 878, 925, 616, 617, 2013, 2014 и др., приказ Минфина РФ №126н.

В результате указанных изменений национальный режим, установленный в соответствии с Законом № 223-ФЗ, приравнен к национальному режиму контрактной системы, 44-ФЗ.

В Законе 223-ФЗ, в частности, закреплена норма, что иностранным товарам, работам, услугам (далее – ТРУ) предоставляется национальный режим наравне с российскими. При этом, Правительство сможет устанавливать исключения в виде:

– запрета закупок иностранной продукции. Заказчики смогут приобрести только российскую продукцию без возможности заменить ее импортной при исполнении договора;

– ограничений закупок иностранной продукции. Импортную продукцию установленного приложения нельзя будет приобрести, если в конкурентной процедуре есть заявка с российской, которая отвечает условиям закупки. При исполнении договора на поставку российской продукции заменять ее импортной нельзя. При исполнении заменять российский товар можно только отечественным и улучшенных характеристик;

– преимуществ для отечественного товара. Так, ценовое предложение участника с российской продукцией при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок снижается на 15%. Договор с этим участником в случае его победы заключается по предложенной им цене.

Сходные положения установлены также для закупок работ и услуг.

Нормы действуют при закупках, объявленных с 01.01.2025 года.

ПП № 1875 см. по ссылке https://ivo.garant.ru/#/document/411197447

Проверьте в сервисе «Эконом-Эксперт», какие требования национального режима нужно применить в вашей закупке!

Вопрос 2. Документы, подтверждающие страну происхождения товара

Предмет закупки

Подтверждает

Подтверждающие документ
(информация)

Примечание

Пункт ПП 1875

Товары, указанные в

поз. 1 – 145 прил. № 1 к ПП № 1875 (запрет закупок),

поз. 1 – 433 прил. № 2 к ПП № 1875 (ограничение закупок),

прил. № 3 к ПП № 1875 (минимальная доля российских товаров)

происхождение товара из РФ

номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции (далее – РРПП), предусмотренного ст. 17.1 ФЗ от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ»

содержащей в том числе:

информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное ПП № 719 для целей осуществления закупок;

информацию об уровне радиоэлектронной продукции (далее – РЭП) (для товара, являющегося РЭП, для которой ПП №719 предусмотрено отнесение к РЭП 1 или 2 уровня).

П. 3 «а»

происхождение товара из ЕАЭС кроме РФ

номер реестровой записи из евразийского реестра промтоваров государств – членов ЕАЭС, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом ЕАЭС

содержащей в том числе:

информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории ЕАЭС соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара правом ЕАЭС за выполнение (освоение) на территории ЕАЭС соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), величина которого составляет или превышает значение, определенное правом ЕАЭС;

информацию об уровне РЭП (для товара, являющегося РЭП, для которой правом ЕАЭС предусмотрено отнесение к РЭП 1 или 2 уровня).

П. 3 «б»

Лекарственные препараты (далее – ЛП)

осуществление всех стадий производства (в т.ч. синтеза молекулы действующего вещества при производстве фарм. субстанций) на территориях ЕАЭС в целях п/п. «у» и «ф» п. 4 ПП РФ № 1875

в дополнение к информации и документам, предусмотренным ПП № 1875 – документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории ЕАЭС (в т.ч. о стадиях производства молекулы действующего вещества фарм. субстанции), выданный Минпромторгом РФ в установленном им порядке;

Пункт 4 «у». В случае осуществления в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ закупки ЛП, указанных в поз.433 прил. № 2 к ПП 1875, не включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утвержденный РП РФ от 06.07.2010 № 1141-р, в отношении заявки, содержащей предложение о поставке таких ЛП только российского происхождения, помимо предусмотренного п. 1 ПП 1875 ограничения, также применяется предусмотренное п. 1 преимущество, при котором для цели такого преимущества заявка, в которой содержится предложение о поставке такого ЛП, происходящего из государств – членов ЕАЭС, в т.ч. из РФ, но не все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фарм. субстанций) осуществляются в ЕАЭС, приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, если на участие в такой закупке подана заявка, признанная по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным требованиям и содержащая предложение о поставке ЛП, все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фарм. субстанций) осуществляются в ЕАЭС;

Подпункт 4 «ф» вступает в силу с 01.09.2025.

П. 3 «в»

Программы для ЭВМ и (или) базы данных (далее – ПО), указанные в поз. 146 приложения № 1 к ПП 1875

происхождение ПО из РФ

порядковый номер реестровой записи из единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных (далее – реестр российского ПО)

 

П. 3 «г»

происхождение ПО из ЕАЭС кроме РФ

порядковый номер реестровой записи из единого реестра программ для ЭВМ и баз данных из государств – членов ЕАЭС, за исключением РФ (реестр евразийского ПО)

 

П 3 «е»

ПО, указанные в поз. 146 прил. № 1,

происхождение ПО из РФ

порядковый номер реестровой записи из реестра российского ПО, содержащей информацию о соответствии ПО доптребованиям к ПО

Сведения о ПО включены в реестр российского ПО, утв. ПП РФ от 23.03.2017 № 325 Об утверждении доп. требований к ПО, сведения о которых включены в реестр российского ПО и требуется подтверждение его соответствия доптребованиям к ПО

П 3 «д»

происхождение ПО из ЕАЭС кроме РФ

порядковый номер реестровой записи из реестра евразийского ПО, содержащей информацию о соответствии ПО доптребованиям к ПО

П 3 «ж»

Товары, не указанные в поз. 1 – 146 прил. № 1, поз. 1 – 433 прил. № 2;

происхождение товара из РФ

указание в заявке наименования страны происхождения

Если закупка проводится по 44-ФЗ. Указание страны происхождения в соответствии с п/п «б» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ

П 3 «з»

Другие товары, при закупке которых установлены иные подтверждающие информация и документы

происхождение товара из ЕАЭС

Товары, не относящиеся к товарам, указанным в поз. 1 – 146 прил. № 1, поз. 1 – 433 прил. № 2

 

в дополнение к информации п/п «з» п. 3 ПП 1875 – документы, предусмотренные извещением, приглашением принять участие в определении поставщика, условиями контракта и подлежащие представлению заказчику при поставке товара (в т.ч. при выполнении работ, услуг)

при осуществлении закупок в рамках ГОЗ для выполнения мероприятий государственных программ РФ, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках ГОЗ при осуществлении закупок вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже “О1”,

П 3 «и»

Примечание: до внесения изменений в право ЕАЭС, предусматривающих подтверждение страны происхождения товаров, указанных в поз. 433 приложения № 2, путем представления информации из евразийского реестра промышленных товаров, документом, подтверждающим происхождение таких товаров из государств-членов ЕАЭС, за исключением РФ, является сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государства – члена ЕАЭС по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров (ПП № 1875, п. 10, п/п. «д»).

В следующей статье мы рассмотрим основные правила применения национального режима по Постановлению № 1875.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *